Калашникова Лариса
Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
При помощи игры необходимо донести до детей, то что:
1. Деньги не появляются сами по себе, а их зарабатывают.
Необходимо объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом их заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала надо заработать – потом тратить.
Рассказать, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – поэтому, чем больше ты зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и еще от того, насколько сложно его произвести.
Публикация «Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Объяснить, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, и поэтому он стоит денег. Получается, что люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем детей считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
Приучить вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Не все покупается.
Привить понимание того, что самые главные ценности – жизнь, радость близких людей, отношения,– не купишь ни за какие деньги.
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры:
Предложить ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложить нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство ребенка, необходимо объяснить, что это конечно невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотим вырезать два рисунка, то необходимо было спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Кто кем работает?»
Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Ход игры:
Вариант 1
Показать детям картинки, с изображением людей разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, назовут профессии своих родителей, близких, всех с кем они встречаются.
Вариант 2
Раздав картинки с изображениями сказочных героев, просить отгадать их профессии.
Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а потом по очереди доказывают почему они выбрали именно так. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организовать постепенный переход к сюжетно ролевым играм на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами и поступками получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Ход игры:
Показать черный ящик, солнышко и облако. Просить помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети должны доказать правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Размен»
Цель: Научить считать деньги.
Материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Ход игры:
Выдайтеь детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала.
Это игра-соревнование.
Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра "Услуги и товары"
Цель: Закрепить что такое услуги и товары, и показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Материал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги.
Ход игры:
Из-за ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы думаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни.
Расположить две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
Игра «Что сколько стоит».
Цель: Познакомить с понятием «цена».
Задачи:
Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
Ход игры:
Отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель должен выяснить, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Игра «Много - мало».
Цель: Познакомить детей с понятием «спрос».
Задачи:
Дать представление детям о том, что такое «спрос».
Закрепить представление о «потребности».
Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.
Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.
Ход игры:
Предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:
- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;
- семья, состоящая из мамы, папы и сына;
- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;
- семья, живущая на Крайнем Севере;
- семья, живущая на юге и т. п.
Игра «Давай положим в корзинку…».
Цель: Закрепление у детей представления о товаре.
Задачи: Продолжать формировать у детей представление о товаре.
Учить выбирать товары по необходимости.
Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры:
Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…
- продукты для завтрака,
- подарок на день рождения другу,
- продукты для супа и т. п.
Игра «Что забыли положить в корзинку?».
Цель: Формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи: Познакомить детей с понятием «категория товара».
Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
Ход игры: У каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
Игра «Оцени поступок»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным
ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку
объективно неоправданную для любого героя.
а) найти ошибку в действиях;
Примерные рассказы ведущего:
Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику.
Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую
чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась
Машенька, и платьице стало чистым и красивым.
последовательность действий.
Игра «Что важнее?»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно
необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости,
делая логические выводы.
Ход игры:
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных итуациях.
Задание 1
Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Задание 2
Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что
остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание3.
Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись.
Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения
которых остались закрытыми.
С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры:
ребенку дается более сложное задание - закрыть фишками изображения тех
предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время
быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей.
Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста
и тому подобное.
Игра «Потребность – возможность».
Цель: Дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Задачи:
Дать представление детям о понятии «ресурсы».
Сформировать представления детей о понятии «возможности».
Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.
Ход игры:
Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
Игра «Бюджет».
Цель: Познакомить с понятием «бюджет».
Задачи:
Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
Сформировать представление о том, что такое «доход».
Сформировать представление о том, что такое «расход».
Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Ход игры:
Выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т. д.
Игра "Сдача"
Цель: Формирование умения делать первичные экономические расчеты.
Задачи:
Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму
покупки.
Формировать умение давать сдачу.
Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.
Ход игры:
У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок
составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров
определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель
проверяет ее.
Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.
Игра «Кафе «Вкусно и полезно»
Цель: Расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.
Материал: Меню с изображением продуктов питания.
Ход игры:
Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.
Игра «Туристический поход»
Цель: Уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.
Материал: Карточки с изображением разных вещей.
Ход игры:
Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.
Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.
Игра «Мини-банк»
Цель: Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Ход игры:
Предложить ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он несет ответственность за сбор и хранение мелочи. Предложить ребенку напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложить с родителями обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Следующий этап развития практики – вы можно рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.
Игра «Школа банкиров»
Цель: Продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закреплять знания названия дней недели.
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, знаками.
У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей.
Какие купюры у вас на столе лежат?
Какая из купюр большего достоинства, какая - меньшего, и почему?
Сколько всего у вас купюр?
Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали?
Купюры, какого достоинства у вас нет?
Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
Задание 1: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой
- в 5 рублей; в третий - в 1 рубль.
Задание 2: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).
Задание 3: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими
(3+1+1, 1+1+1+1+1).
Задание 4: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.
Правильные ответы поощряются звездочками.
Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья – за квартиру и т. д.
Воспитатель: Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.
Экономическая игра для детей «Магазин»
Цель:
Расширять представление детей о том, что такое магазин;
Дать новое понятие «товар»,
Продовольственные и промышленные товары,
Цена;
Разновидности магазинов;
Закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;
Воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».
Воспитатель: А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)
Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)
Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
Воспитатель: Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Игра «Советы покупателю»
Цель: Учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.
Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?