Князькова Марина
Картотека игр направленных на формирование знаний о городе
▼ Скачать
«Где находится памятник?»
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Материал: карта-схема города Дзержинска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.
Ход игры:
Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
«Узнай по описанию»
Публикация «Картотека игр направленных на формирование знаний о городе» размещена в разделах
Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Дзержинска, развивать внимание, память, речь-доказательство.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
«Знатоки Дзержинска»
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города Дзержинска, развивать зрительное внимание, память и воображение.
Материал: разрезные картинки с видами города Дзержинска, фишки.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.
«Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Дзержинска.
Ход игры:
Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Дзержинск (красивый, большой, уютный, любимый, река Ока, Дворец Культуры Химиков, памятник Ф И Дзержинскому.
Игровое упражнение: «Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание;
закреплять знания о достопримечательностях Дзержинска.
Примеры фраз для продолжения.
Наш город называется…
Жителей нашего города называют …
«Так бывает»
Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход игры:
Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например : Холодный Дзержинск (город зимой, сиреневый Дзержинск (город весной, когда цветет сирень, веселый Дзержинск (город в праздник, мокрый Дзержинск (город во время дождя) и т. д
«Найди отличия»
Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности
старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры:
Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города : как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.
Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепить знания о Дзержинске, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры утверждений:
Город Дзержинск больше, чем город С-Петербург.
Река Ока течет вдоль улицы Окской-Набережной.
Дидактическая игра «Найди свой дом»
Цели:
1. сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Дзержинске;
2. развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких;
3. развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство;
4. воспитывать у детей интерес к родному городу.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.
Дидактическая игра «Почини здание»
Цели:
1. формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии;
2. развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь- доказательство;
3. воспитывать любознательность у дошкольников.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть
Дидактическая игра «Что напутал художник»
Цели:
1. закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего города;
2. разввать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;
3. воспитывать у детей интерес к родному городу.
Ход игры:
На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.
Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»
Цели:
1. формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.
2. развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;
3. развивать речь-доказательство;
4. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры :
Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
Дидактическая игра «Времена года в городе»
Цели:
1. закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;
2. развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;
3. развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;
4. воспитывать интерес к природе родного города.
Ход игры:
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.
Дидактическая игра «Дверная скважина».
Цели игры:
1. формировать представления об памятниках архитектеры в нашем городе;
2. развивать память, внимание,пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;
3. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры.
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.
Дидактическая игра «Контуры и тени».
Цели игры:
1. формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе;
2. закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;
3. развивать зрительное внимание и усидчивость;
4. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны - его контурное изображение).
Дидактическая игра «Рассели гостей в городе Дзержинске»
Цели:
1. формировать у детей знания об архитектурных зданиях нашего города;
2. развивать умение ориентироваться в пространстве;
3. закрепить умение пользоваться таблицей, умение находить столбики и строчки;
4. закрепить порядковый счет от 1 до 9;
5. развивать умение соотносить часть изображения с целым;
6. развивать связную речь и речь – доказательство ;
7. развивать внимание, память;
8. воспитывать интерес к родному краю.
Материалы: карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.