Марина Кайгородова
Картотека игр на развитие певческого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр на развитие дыхания
Упражнения на развития дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях – это укрепление физиологического дыхания детей, формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох- длинный выдох, тренировка силы вдоха и выдоха, развитие продолжительного выдоха. Дыхательные упражнения для детей приучают дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний, тренируют дыхательные мышцы, улучшают вентиляцию легких, повышают насыщение крови кислородом.
Публикация «Картотека игр на развитие певческого дыхания» размещена в разделах
У детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, нарушено звукопроизношение. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т. к. дыхательная система – это энергетическая база речевой системы. Наше дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Поэтому правильное речевое дыхание нужно развивать, а помогут в этом весёлые упражнения, которые очень нравятся детям. На музыкальном занятии рекомендуется использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.
Упражнения без звука
Игра со свечой
Цель. Развивать правильное певческое дыхание.
Ход игры. Детям предлагается сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на воображаемую свечу. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой и плавной струей воздуха. Упражнение повторить три раза.
Танцующая матрешка
До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку.
Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует.
Мыльные пузыри
Цель. Развивать правильное певческое дыхание.
Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворения Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно – пузыри!
- Ой, какие!
-Ой, смотри!
- раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой – не лопнул дольше всех!
Птичка
Цель. Формирование певческого дыхания.
Дети садятся полукругом, в руках у каждого ребенка маленькая яркая бумажная птичка, прикрепленная к нитке. Дети все хором повторяют слова: «Птичка, птичка,
Полетай, полетай!»
Сними, снами
Поиграй, поиграй!
Фуу-ууу, фууу-ууу!»
Дети поднимают птичку на уровне лба и, сложив губы «трубочкой» дуют на птичку, чтобы та «летела».
В конце игры дети подставляют ладонь правой руки, на которую садится птичка, и произносят слова:
«Птичка устала
И села отдохнуть».
Тигренок
Дети выполняют дыхательное упражнение «Кошечка»: ступни ног не отрывать от пола, руки делают хватательные движения слева и справа, с поворотом туловища. На каждый поворот короткий, резкий как хлопок вдох через нос, выдох ртом тихо и спокойно.
Дети произносят слова:
«Эй, не стойте слишком близко:
Я – тигренок, а не киска».
Вот какие мы большие
Цель: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Поднять руки вверх, потянуться.
Повторить 3-4 раза.
Упражнения со звуком
Мотоцикл
На выдохе заводим мотор: Р! Р! РРРРР!РРРР! РРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!
Котёнок и шар
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал.
Ф-ф-ф… Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф.»
Подошёл и лапой – хлоп! Хлопают в ладоши.
Ну а шарик сразу – лоп! Приседают.
«Две собаки».
Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав-ав!»
Пчела
Сделать длинный вдох, а затем длинный выдох на звук «з».
Дровосек
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встать прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Паровозик
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность - до 30 секунд.
Вырасти большой
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Эхо
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : аа-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и
отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».
Жираф и мышонок
Цель: формирование дыхания и правильного звукопроизношения.
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох («У жирафа рост большой.»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («У мышонка - маленький»). Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький. (Повторить 6-8 раз.)