Анна Плясунова
Картотека игр и упражнений для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Играем вместе — развиваем внимание»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста: «Играем с детьми – развиваем внимание».
Как часто мы говорим нашим детям: - Какой ты рассеянный! Будь внимательней! А что же такое внимание? Еще в начале 20 века отечественный педагог Е. Н. Водовозова писала, что «внимание – процесс в высшей степени сложный, трудный, требующий весьма напряженного состояния физических и умственных сил».
Публикация «Картотека игр и упражнений для детей младшего и среднего дошкольного возраста „Играем вместе — развиваем внимание“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
А мы знаем, что любое напряженное состояние утомляет даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Что бы этого не происходило, внимание лучше развивать с помощью игр и упражнений, стараясь разнообразить сами объекты внимания: музыка, предметы, картинки-иллюстрации, игрушки, тактильные средства (прикосновения). Все это позволяет поддерживать устойчивый интерес ребенка на протяжении всего занятия и его работоспособность.
Далее представлено описание игр и упражнений, разнообразных по форме и характеру.
1. «Кричалки-шепталки-молчалки»
(И. В. Шевцова)
Цель. Игра развивает волевую регуляцию, наблюдательность, умение действовать по правилу, снимает двигательные зажимы. А так же помогает ребенку в безопасной для него форме выплеснуть всю накопившуюся негативную энергию.
Для игры понадобится разноцветный картон, из которого необходимо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь: «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
2. «Найди свой домик».
Цель. Игра направлена на формирование самоконтроля двигательной активности и развитие произвольности внимания.
Для игры понадобятся обручи, кубики, мячики и колечки. По всему залу разложены обручи-домики в произвольном порядке, в них лежат игрушки. Ребенок встает в обруч и запоминает, какая игрушка лежит в его домике (цвет и форму). По звуковому сигналу игроки выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения под музыку. Когда музыка останавливается, играющие должны добежать до того обруча, где лежит их игрушка. При отсутствии дома данного спортивного инвентаря, можно взять любые другие игрушки. Дома, играя с ребенком вместе, можно устроить соревнования: «Кто быстрее найдет свой домик». Для усложнения задания, во время музыки взрослый может поменять игрушки в «домиках».
Так как игра требует от ребенка высокой концентрации внимания, проводить ее следует в первой половине дня.
3. «Возьми предмет»
Цель. Как и предыдущая, данная игра формирует у ребенка самоконтроль двигательной активности.
По всему залу (комнате) разложены предметы разных геометрических форм и разного цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняет произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. После окончания музыки ребенок должен взять ту игрушку, которую назовет взрослый. Игра повторяется несколько раз. Так же можно усложнить игру, предложив ребенку следующие варианты заданий:
а) собрать предметы одного цвета или качества (деревянные, пластмассовые и т. д.);
б) собрать предметы заданной формы (круг, квадрат, треугольник, многоугольник);
в) разложить предметы по группам (по форме или по цвету).
4. «Что изменилось?»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания.
Условия игры. Взрослый заранее рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т. п.). В нашем примере – это снеговик. Показывает ее ребенку, затем тот закрывает глазки или отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
5. «Ласковые лапки»
(И. В. Шевцова).
Цель. Игра способствует снижению агрессивности, эмоционального возбуждения, развивает чувственное восприятие и тактильное внимание, гармонизирует отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, ленточку, стеклянный флакон, камень, вату, шишку и т. д, выкладывает их на стол.
Взрослый предлагает ребенку вытянуть руку и закрыть глазки. Затем объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Другие варианты игры: “зверек” может прикасаться к щеке или ладони; взрослый и ребенок меняются местами.
6. «Ласковый мелок».
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов и развитию тактильных ощущений.
Для игры понадобятся карточки с изображением несложных предметов (картинки можно нарисовать самому): солнышко, снежинка, змея, домик, сердечко, смайлик, цветочек и т. д.
Взрослый сообщает ребенку, что указательный палец превратился в мелок, который на его спинке будет рисовать разные предметы. Задача ребенка угадать и показать картинку с изображением этого предмета. После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела. Так как данная игра успокаивает, ее лучше проводить не за долго до дневного или ночного сна.
7. «Стихи с движениями» (логоритмика)
Разучивание стихотворений с движениями в определенном темпе и динамике учат детей быстро переключать внимание, концентрировать его на речи и движениях взрослого, способствует появлению у расторможенных детей плавных и аккуратных движений и жестов. Систематичное использование данных упражнений является отличным тренажером для развития мелкой моторики и речи ребенка. А так же данные упражнения и игры можно использовать как физминутки во время занятий с детьми.
«Снеговик»
Раз – рука, два – рука (Дети вытягивают руки вперед)
Лепим мы снеговика. (Лепят руками снежки)
Три – четыре, три – четыре (Хлопают в ладоши)
Нарисуем нос пошире. (Растягивают уголки губ пальчиками)
Пять – найдем морковь для носа (Трут кулачком носик)
Угольки найдем для глаз. (трут кулачками глазки)
Шесть – наденем шляпу косо (Слегка хлопают ладошкой по голове)
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь (Выставляют ногу на пятку)
Мы сплясать его попросим.
Девять – десять – снеговик (Имитируют руками движение колес)
Через голову – кувырк…
Ну и цирк! (Поднимают руки вверх).
«Бум»
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!
«Как на горке»
Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).
8. Дыхательная гимнастика.
Цель. Любую развивающую, познавательную деятельность с ребенком лучше всего начинать с дыхательной гимнастики. Помимо физического развития, данные упражнения направлены на снижение утомляемости, развитие концентрации внимания и повышение интеллектуальной деятельности.
"Согрей птенца"
Взрослый просит детей посмотреть на раскрытые ладошки и представить воображаемого птенца. Сообщает, что он замерз и не может взлететь. Предлагает согреть его своим дыханием. Дети дышат на ладошки (обучая этому дыхательному упражнению, можно попросить детей широко открыть рот и произнести долгий звук «А»).
Взрослый рассказывает, что птенец согрелся и ему надо помочь взлететь. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки (на начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе произнести долгий звук «У»).
«Каша кипит»
Взрослый: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую – на грудь. Втянули животик – набрали воздух. Говорим громко: «Ф-Ф-Ф»,- выпятили животик. Вот как каша кипит!».
9. Игровой самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он благоприятно влияет на эмоциональную устойчивость, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует все познавательные процессы, в том числе и внимание. А также успокаивает нервную систему и способствует снижению двигательной активности. Поэтому рекомендуется данные упражнения проводить после активной деятельности ребенка.
«Мурочка»
Мурка шерстку прилизала (ребенок гладит ладонями поочередно левую и правую руки от локтя до запястья,
Новый бантик повязала (гладит шею).
А еще нашлись у кошки
Рукавички и сапожки (гладит ладошки, затем ножки).
Улыбнулась Мурочка:
- Я теперь – снегурочка (кладет рука на руку, хвалится – качает руками и головой).
***
Массаж лица «Летели утки».
Летели утки
Над лесной опушкой.
Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз
Задели ели
Самую макушку.
Так же легко провести 6 раз по щекам
И долго елка
Ветками качала.
Указательными пальцами массировать крылья носа
А не начать ли нам массаж сначала?
Повторить.
***
«Пироги».
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Хлопки по левой руке от кисти к плечу.
Хлопки по правой руке так же.
Здравствуй мишенька – дружок.
Сколько стоит пирожок?
Хлопки по груди.
Хлопки по бокам.
Пирожок – то стоит три,
А лепить их будешь ты!
Хлопки по ногам сверху вниз.
Напекли мы пирогов
К празднику и стол готов!
Поглаживание в той же последовательности.