Данилова Валентина
Картотека игр и развлечений на открытой воде и в бассейне
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА
ИГР и РАЗВЛЕЧЕНИЙ
на открытой воде и в бассейне.
Игры в воде широко используются в обучении плаванию детей дошкольного возраста с самых первых занятий. Они способствуют адаптации детей к воде. Играя в воде, малыши привыкают к ней, незаметно освобождаются от чувства страха и в результате выполняют различные движения и передвижения в воде, смело и без лишнего напряжения. Кроме того, игры в воде используются и как метод закрепления и совершенствования отдельных навыков движений способа плавания. Они способствуют также воспитанию у ребятишек смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.
Публикация «Картотека игр и развлечений на открытой воде и в бассейне» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Сценарии развлечений
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Плавание для детей
- Праздники в бассейне. Сценарии детских развлечений на воде
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Игры, приведенные ниже, можно проводить с детьми начиная с 3-4 летнего возраста. При выборе игры надо учитывать возрастные особенности детей, количество их в группе, физическую подготовленность и степень владения навыками предлагаемых движений каждым участником игры.
Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения (берег, глубина воды, оборудование места, температура воды и т. д.). Чем прохладнее вода, тем короче и оживленнее должна быть игра, тем энергичнее должны быть используемые в ней движения.
Необходимо, чтобы в играх участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде. Они должны включать в себя уже известные движения.
Необходимо осуществлять постоянный контроль состояния играющих, и быть готовым оказать в случае необходимости помощь, для чего надо выбирать удобное место для руководства игрой и наблюдения за всеми детьми.
Объяснение игры и ее разучивание рекомендуется начать на суше. При этом ребятам надо сообщить название игры, кратко изложить ее содержание и правила. После этого проводить игру в воде. Если игра проводится первый раз, инструктору/воспитателю следует принять в ней непосредственное участие.
ИГРЫ В ВОДЕ.
Игры для ознакомления со свойствами воды
«Море волнуется». Глубина воды по пояс.
Задача игры: помочь детям освоиться на воде, познакомиться с ее сопротивлением.
Описание. Дети стоят в колонне по одному. По команде воспитателя «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении (их «разгоняет ветер», производят любые движения рук, окунаются. Когда воспитатель произнесет: «Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро занять свои места в колонне.
Правила. Воспитатель говорит: «Раз, два, три — вот на место встали мы». Если ребенок не нашел свое место, ему надо помочь, подсказать.
Методические указания. Можно использовать построение в круг или в одну шеренгу.
«Волны на море». Глубина воды по пояс.
Задача игры: помочь детям руками почувствовать сопротивление воды.
Описание. Занимающиеся встают в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево, лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону — образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.
Правила. Нельзя опускать руки глубоко в воду и поднимать их над поверхностью воды.
Методические указания. Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают: «У-ух, у-ух».
«Невод». Глубина воды по пояс.
Задача игры: познакомить ребенка с сопротивлением воды.
Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу инструктора/воспитателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыба включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.
Правила. Нельзя ловить рыбу разорванным неводом. Нельзя толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище.
Методические указания. Водящих назначает инструктор/воспитатель. Пойманный последним объявляется самой быстрой рыбкой.
«Карусели». Глубина воды до колен, по пояс.
Задача игры: способствовать освоению движений в воде (ходьба и бег).
Описание. Взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу инструктора/воспитателя они начинают движение по кругу, постепенно ускоряют шаг. Во время движения по кругу играющие хором произносят:
«Еле-еле, еле-еле закружились карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом».
После этого бегут по кругу (1 — 2 раза). Затем воспитатель произносит: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Дети постепенно замедляют шаг и со словами «Раз, два, раз, два - вот и кончилась игра». -останавливаются.
Игра повторяется с движением в противоположную сторону.
Правила. Нельзя отпускать руки, падать в воду.
Методические указания. Глубину воды можно увеличивать, объясняя на примере, что сопротивление воды при движении возрастает тем больше, чем большая часть поверхности тела находится под водой.
«Караси и карпы». Глубина воды по колено.
Задача игры: учить детей свободно передвигаться в воде.
Описание. Воспитатель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5 — 1 м. Для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга — караси, другая — карпы. Воспитатель/ инструктор в произвольном порядке произносит «Караси» или «Карпы». Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении. Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу инструктора/воспитателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала.
Правила. Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время перебежки нельзя толкать друг друга. После сигнала инструктора/воспитателя об остановке нельзя продолжать бег.
Методические указания. Игру можно проводить и при глубине воды по пояс. В этом случае, стоя в шеренгах, дети не приседают. Строить шеренги лучше по росту, чтобы их правые фланги находились друг против друга. Одну и ту же команду можно вызывать иногда и два раза подряд. Слова «караси» и «карпы» воспитатель должен произносить медленно, растягивая первые слоги слова и быстро произнося последние.
«Поймай воду». Глубина воды по пояс.
Задача игры: научить детей сжимать пальцы рук, делать «ложечку».
Описание. Играющие стоят на месте в одной шеренге или в кругу. По команде воспитателя «Поймай воду!» они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью. Воспитатель проверяет наличие воды в руках.
Методические указания. Если вода течет из рук, воспитатель говорит: «Ой, какие руки дырявые! Ну-ка, зачерпни водичку еще раз». Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук.
«Переправа». Глубина воды по пояс.
Задача игры: дать почувствовать сопротивление воды для правильного осуществления гребковых движений рук.
Описание. Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде воспитателя они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая хором:
Толкаюсь, толкаюсь руками о воду.
Вода помогает мне выбрать дорогу.
Правила. Нельзя толкать друг друга и брызгаться.
Методические указания. Следить, чтобы пальцы рук были сомкнутыми. Пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами.
«Бегом за мячом!». Глубина воды по пояс.
Задача игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.
Описание. Играющие становятся на берегу в одну шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4 — 6 м от берега находятся плавающие предметы (мячи, круги, количество которых равно числу играющих. По сигналу воспитателя ребята бегут за этими предметами и возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто первым займет свое место на берегу. Если ребенок первым прибежал на берег, но нарушил правила, он не получает первого места.
Правила. Нельзя забегать за условное место, толкать друг друга, подставлять подножки и мешать бегу товарищей.
Методические указания. Вариант игры: в воде находятся плавающие предметы, количество которых равно половине числа играющих. По сигналу воспитателя ребята бегут за ними и возвращаются на берег. Выигравшими считаются те, кому достанутся предметы.
Игры с погружением в воду с головой
«Фонтан». На мелком месте.
Задачи игры: научить детей не бояться водяных брызг, не отворачиваться от них.
Описание. Держась за руки, играющие образовывают круг. Они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу воспитателя все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг.
Правила. Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.
Методические указания.
Вариант 1: в бассейне дети садятся на поручень и выполняют движение ногами в стиле «кроль»
Вариант 2: игра может проводиться и как упражнение для овладения движениями ног при плавании кролем. При этом дети следят, чтобы брызг не было, а на поверхности воды показывались только пальцы ног.
«Щука». Глубина воды по пояс.
Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с головой.
Описание. Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну на берегу или в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука (водящий) внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе.
Правила. Водящий не должен поворачиваться лицом к бассейну раньше подачи сигнала.
Методические указания. Водящего назначает инструктор/воспитатель или сам может быть водящим. При повторении игры за рыбками могут выплывать одновременно 2 — 3 щуки.
«Хоровод». Глубина воды по пояс.
Задача игры: учить погружаться с головой в воду.
Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:
Мы идем, идем, идем. Сосчитаем до пяти.
Хоровод ведем, ведем. Ну, попробуй нас найти!
Хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При слове «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, но с движениями в другую сторону.
Правила. Проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду.
Методические указания. При повторении игры можно использовать речитатив:
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот мы спрячемся опять.
Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игры выпрямляться будет разрешено, только сосчитав под водой до пяти.
«Поезд в туннель!» (вариант I). Глубина воды по грудь.
Задача игры: учить детей погружаться в воду с головой.
Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на плечи друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стоя лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Они опускают руки на поверхность воды. Чтобы проехать через туннель, ребята, изображающие поезд, поочередно погружаются с головой в воду. После того как поезд прошел туннель, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда отделяются от него и вновь образуют туннель.
Игра продолжается.
Методические указания. Воспитатель должен следить, чтобы дети, изображающие туннель не задерживали ребят под водой.
«Насос». Глубина воды по пояс.
Задача игры: научить детей погружаться с головой в воду несколько раз подряд.
Описание. Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой. Каждый из играющих погружается в воду 4 — 5 раз. Игра повторяется 3 раза.
Правила. Нельзя отпускать руки и вытирать лицо, смахивая воду, после каждого очередного окунания.
Методические указания. Играющие пары располагаются боком к воспитателю.
Игры с выдохом в воду
«Резвый мячик». На мелком месте.
Задача игры: способствовать овладению продолжительным, постепенным выдохом.
Описание. Играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик или теннисный шарик. Приняв положение упора лежа спереди, дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на него, стараясь отогнать как можно дальше от себя. Затем идут за мячом по дну на руках, делая неоднократный вдох и выдох. По команде инструктора/воспитателя все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Чей мяч отплыл дальше всех - тот самый «резвый мячик».
Игра продолжается.
Правила. Нельзя мешать друг другу, дуть на чужой мяч.
Методические указания. Можно игру проводить без продвижения на руках вперед за мячом. В таком случае всякий раз делается только один выдох.
Игру можно проведить и на глубоком месте (вода по грудь). Тогда играющие продвигаются за мячом, шагая по дну.
Инструктора/воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли продолжительный выдох.
«Качели». Глубина воды по пояс.
Задача игры: способствовать овладению выдохом в воду.
Описание. Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, каждый из играющих погружается в воду с головой, делает выдох в воду, по 3 — 4 раза.
Правила. Нельзя отпускать руки, задерживать своего товарища под водой.
Методические указания. Играющие пары располагаются боком к инструктору/воспитателю.
Игры с открыванием глаз в воде
«Смелые ребята». Глубина воды по пояс.
Задача игры: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.
Описание. Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:
«Мы ребята смелые,
Смелые, умелые,
Если мы захотим,
Через воду поглядим».
Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3 — 4 раза.
Методические указания. Для контроля выполнения можно предлагать детям рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу.
«Брод». Глубина воды по колени.
Задача игры: научить рассматривать предметы в воде.
Описание. Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по дну вперед с одного берега на другой (по броду, ориентируясь по предметам, разложенным на дне (камни, тарелки и пр.). Для того чтобы проверить направление передвижения, дети неоднократно опускают голову в воду, отыскивая следующую веху на своем пути.
Методические указания. Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4 — 5 предметов на расстоянии до 1 м.
Игры со скольжением
«Я плыву». Глубина воды по пояс.
Задача игры: способствовать овладению горизонтальным положением тела в воде.
Описание. Дети в разомкнутой колонне по одному шагом передвигаются вдоль стенок бассейна. По сигналу им предлагается повернуться лицом внутрь бассейна и любым способом оторвать ноги от дна или изобразить плавание на груди.
Правила. Нельзя толкать друг друга. Не выполнивший задание пропускает одно повторение игры.
Методические указания. Объясняя игру, инструктора/воспитатель показывает, какими способами следует достигать горизонтального положения в воде (лежа в упоре спереди, лежать на воде, скользить и др.). Но эти положения не надо детям навязывать, сковывая их изобретательность.
«Поезд в туннель» (вариант II). Глубина воды по пояс.
Задача игры: совершенствовать умение скользить на груди.
Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив друг другу руки на плечи, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, строя лицом друг к другу и держат руками обруч, образуют туннель, опуская руки на поверхность воды. Чтобы проехать через туннель, ребята, изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение на груди. После того как все вагоны пройдут, дети, изображавшие туннель, пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый туннель.
Правила. Возвращаться в конец колонны можно только шагом. Встречное движение запрещается — в туннеле одна колея, иначе может произойти крушение.
Методические указания. Инструктор/воспитатель должен следить, чтобы дети, изображающие туннель, не задерживали ребят под водой.
«Зеркальце». Глубина воды по пояс.
Задача игры: повторять, закреплять освоенные ранее упражнения.
Описание. Держась за руки, дети идут по кругу, хором произносят:
Ровным кругом друг за другом,
Чу, ребята, не зевать,
И что …. (Петя) нам покажет,
Будем дружно повторять.
После слов «Будем дружно повторять» все останавливаются, а водящий, стоящий внутри круга, выполняет какое-либо движение — погружение в воду с головой, выдох в воду, скольжение и т. д. Дети должны повторить это движение за ним, после чего назначается новый водящий, и игра продолжается.
Методические указания. Первого водящего назначает инструктор/воспитатель, последующего выбирает предыдущий водящий.
Водящий самостоятельно придумывает движения. Но если надо повторить какое-нибудь определенное движение, можно его подсказать водящему.
Скольжение в этой игре, если круг мал, следует выполнять по радиусам от центра круга, т. е. поворачиваясь предварительно спиной в круг.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ВОДЕ.
«Воробышки в воде». Прыгать вперед на двух ногах, пытаясь выскочить выше поверхности воды. На мелком месте.
«Дровосек в воде». Стоя в одну шеренгу (круг, ноги врозь пошире, руки вверх, наклонять туловище вперед с маховыми движениями рук вниз-назад. Руками ударять о воду, поднимая брызги. Глубина воды выше колен.
То же можно выполнять, стоя спиной внутрь круга, в парах спиной друг к другу.
«Коробочка». Присев, руками обхватить голени, подбородок на поверхности воды. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, голову опустить под воду — «у коробочки закрыли крышечку».
«Цапли». Глубина воды по колено. Ходить по дну с перешагиванием поверхности воды.
«Футбол в воде». На мелком месте, идя в колонне по кругу, разбрызгивать воду ногами на впереди идущего.
«Тюлени». Принять упор лежа спереди. Слегка оттолкнувшись вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, голова при этом опущена в воду.
«Лягушки». Глубина воды по колено. Из глубокого приседания, выпрямляя ноги, делать толчком двух ног прыжок вперед на руки, ложась на воду. Подтянуть ноги на уровень рук, повторить движение 4 — 5 раз.
«Перебрасывание мяча». Глубина воды по пояс. Играющие располагаются по кругу и перебрасывают друг другу мяч двумя или одной рукой без задержки. При ловле мяча надо к нему подбегать, можно падать в воду.
«Передача мяча». Глубина воды по пояс, по грудь. Двое детей (или ребенок и инструктор/воспитатель) становятся друг за другом на расстоянии 0,7 — 0,8 м. Ноги у обоих расставлены на ширину плеч. Впереди стоящий держит в руках мяч. Он нагибается вперед, погружается с головой в воду и передает мяч стоящему сзади. После этого ребята поворачиваются кругом и передают мяч в обратном направлении.
«Катание на кругах». Глубина воды по пояс. Произвольно сесть, лечь на надутый резиновый круг и покататься на нем, как на лодочке, подгребая руками — веслами.
«Разговор по телефону». Глубина воды по пояс. Поочередно в паре с преподавателем, лицом к нему и на близком от него расстоянии, дети приседают, погружаясь в воду с головой.
Инструктор/воспитатель громко называет под водой ребенка по имени или постукивает камешком о камешек. После этого спрашивает у играющего, что он слышал.
«Винт». Глубина воды по грудь. В скольжении совершать повороты с груди на спину и наоборот. Делать кувырок вперед без опоры руками о дно.
«Воротики». Глубина воды по пояс. Нырнуть сквозь широко расставленные ноги товарища. Воротики широко открыты, нельзя их закрывать.
«Нырни в круг». Глубина воды по пояс. Стоя в воде, воспитатель держит перед собой обруч. Ребенок ныряет в него.
«Пролезь в круг». Глубина воды по пояс. На поверхность воды кладется деревянное кольцо или надутый резиновый круг. Ребенок погружается с головой в воду, опускается под круг, встает и вылезает из него.
«Прыжок дельфина». Глубина воды по пояс. Слегка присесть, поднять руки вверх и немного вперед так, чтобы предплечьями были прикрыты уши. Затем выпрыгнуть из воды вперед, немного согнуться, сделать вдох, задержать дыхание и войти в воду вытянутыми вперед руками и головой.
Во время скольжения под водой прогнуться в пояснице, направить руки и голову под углом вперед-вверх. Скользить с открытыми глазами, совершая постепенный выдох. В конце скольжения согнуть ноги, встать на дно, опустить руки и завершить выдох. Снова приступить к выполнению прыжка. Прыгнуть, как дельфин, с очень недлительными остановками, 3 — 5 раз подряд.
«Соскок в воду». На глубине по плечи. Выполняется, когда дети научатся держаться на поверхности воды. При касании ногами дна надо их сгибать приседая, потом выпрямить
«Кто кого?». Глубина воды до бедра. Разделить играющих на две команды, по 3 — 4 человека в каждой команде. Дети становятся в две колонны друг против друга. Инструктор/воспитатель дает им канат (или толстую веревку 3 — 4 м). По сигналу воспитателя каждая команда начинает тянуть канат в свою сторону, стараясь перетянуть на свою сторону противоположную команду. Можно разрешить внезапно отпустить канат — все падают в воду.