Нина Александровна Волкова
Картотека игр и бесед с детьми 5–7 лет по познавательному развитию «Поведение птиц весной». Часть 2
▼ Скачать +Заказ
Наблюдение «Скворечники и скворцы».
Задачи. Расширять знания детей о скворцах. Обогащать представления детей о значении птиц для окружающей природы. Развивать познавательный интерес детей.
Материал к деятельности: деревянные скворечники.
Беседа.
Педагог показывает детям скворечник. Дети рассматривают птичий домик, проводят по стенам домика ладонями, заглядывают внутрь домика.
— Дети, посмотрите, какой у меня необычный домик. Предлагаю внимательно домик изучит, глазами во все уголки заглянуть, руками погладить, кулачками по домику постучать, ушками звуки послушать.
Публикация «Картотека игр и бесед с детьми 5–7 лет по познавательному развитию „Поведение птиц весной“, Часть 2» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
— Дети, как вы думаете, из чего построен этот домик?
— Домик деревянный. Дети, как вы думаете, для кого построен этот домик?
— Правильно, это дом для птиц. Почему вы решили, что этот домик подходит птицам, а не кошкам или собакам?
— Домик небольшой, вход в домик маленький, кошка или собака не пройдут. Возле входа – жёрдочка, чтобы птицам было удобно присесть после полёта. Дети, как вы считаете, для какой птицы люди строят такие домики?
— Это скворечники. Люди строят скворечники, чтобы привлечь в свои сады и огороды скворцов. Скворечники прикрепляют к дереву, высоко-высоко, что бы птицам удобно было залетать в домик. Если на участке детского сада, есть скворечники на дереве, педагог показывает скворечник детям.
— Скворцы защищают урожай от вредных насекомых. Скворец – крупная, красивая птица. Оперение скворца чёрное, с белыми пятнышками. Клюв длинный и острый. Скворцы – певчие птицы. Песенка у скворушки красивая, звонкая. Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. Скворцы прилетают в наши края в конце марта, когда растает снег и появятся первые насекомые. Дети, что мы нового узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что в марте прилетают скворцы. Люди строят для скворцов скворечники.
Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
Бег по кругу или на месте, руки полусогнуты в локтях.
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Стоим. Руки плавно вверх, в стороны.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Бег по кругу или на месте, машем руками-крыльями.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Стоим. Кружимся на месте.
Георгий Ладонщиков
Татьяна Анатольевна Куликовская «Скворцы».
Задачи. Расширять знания детей о скворцах. Продолжать развивать интерес детей к познавательной литературе о птицах. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно историю, рассказанную Татьяной Анатольевной Куликовской «Скворцы».
Прилетел скворец домой.
В свой скворечник — дом родной!
Чёрненькие пёрышки
Чистит клювом скворушка.
Наступила весна. Дети принялись скворечники мастерить. Саша тоже решил скворечник сделать. Только дело у него не спорилось: уж очень ему хотелось успеть в футбол поиграть. Смастерил он скворечник, кое-как и повесил на дереве. Вернулись скворцы из жарких стран. Песни поют, скворечники обживают. Только в Сашином домике никто не поселился. Обидно стало Саше, обозвал он скворцов «глупыми птицами». А скворец сел к нему на плечо и тихонько что-то прошептал на ушко. Стыдно стало мальчику. Взял он молоток, пилу и переделал скворечник. Получился домик уютный и красивый. Облюбовала его пара скворцов. Поселились птицы в скворечнике и жили до самой осени вместе со своими скворчатами. Всех вредных жуков и гусениц в саду склевали.
— Истории конец, а кто слушал молодец! А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Что мастерили дети?
Дети, как мастерил скворечник Саша?
Дети, как вы предполагаете, почему в Сашином скворечники никто не поселился?
Дети, как вы думаете, что прошептал скворец на ушко Саше?
Почему Саше стало стыдно?
Что сделал Саша?
Дети, какую помощь оказали скворцы людям, построившими скворечники?
— Чудесно, дети! О скворцах читали, много нового узнали.
Чтение стихотворений «Скворечник».
Задачи. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественное слово. Вызвать у детей желание помогать взрослым строить скворечники.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворения разных авторов.
Ира Антонова «Скворечник».
С мамой я носил дощечки,
Гвозди папе подавал.
Он состругивал колечки
И дощечки те сбивал.
В холода, зимою вьюжной,
Не хочу я на крыльцо.
Всей семьёй мы строим дружно
Новый домик для скворцов.
Андрей Парошин «Наши друзья».
Самый первый день весенний
Завтра по календарю.
Вместе с папой в воскресенье
Я скворечник мастерю.
Снег ещё лежит повсюду,
На реке сверкает лёд,
Но случится скоро чудо:
Всё проснётся, оживёт.
Землю солнышко согреет,
И отступят холода,
В тёплом месяце апреле
Прилетят скворцы сюда.
Домик новенький отыщут —
Сразу надо осмотреть.
Всей семьёй займут жилище,
От восторга станут петь.
С папой доску я строгаю —
Хорошо работать мне!
Я свищу и напеваю,
Размышляя о весне.
Татьяна Борисовская «Скворечник».
Я трудился над скворечником,
Получилась красота!
Сколько надо — в поперечнике,
Сколько надо — высота.
Я старательно, по правилам,
Сделал все по чертежам,
Только что-то не понравилось
Привередливым скворцам.
Загрустил я — делать нечего,
Знать, зазря труды мои.
Но в отвергнутом скворечнике
Поселились… воробьи!
И папаша там, и маменька,
И весёлый писк птенцов.
И представьте — я ни капельки
Не скучаю без скворцов!
Роза Эйдельман «Новенький скворечник».
Прилетели все синицы,
И скворцы слетелись,
Папа мой сегодня сделал
Новенький скворечник.
Зачирикали все птицы,
Песни звонко пели,
К нам весна пришла,
Встречайте, звонкие капели.
Регина Новикова «Скворечник».
Мы с братишкою моим
Птицам домик мастерим.
Небольшой, опрятный внешне.
Называется скворечник.
Окон нет. Есть только лаз,
Да жердинка – напоказ.
Прилетят весной скворцы,
Скажут: «Ай, да молодцы!»
Будет радость и веселье,
Птицы справят новоселье,
Натаскают пух, солому.
К своему привыкнут дому.
Будем с братом наблюдать,
Как птенцы начнут летать.
А потом сойдутся в стаю
И простятся, улетая.
— А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Что мастерили дети и взрослые?
Для кого строят скворечники люди?
Как выглядит скворечник?
Почему люди помогают скворцам?
Кто ещё, кроме скворцов, может поселиться в скворечнике?
— Замечательно, дети! О скворечниках и скворцах читали, много нового узнали.
Владимир Натанович Орлов «Ты лети к нам, скворушка…».
Задачи. Поддерживать интерес детей к птицам. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение
Ты лети к нам, скворушка,
Принеси нам солнышко!
Разбуди весну скорей
Звонкой песенкой своей.
Ты лети к нам, скворушка,
Шёлковое пёрышко,
На берёзе новый дом
Ждёт тебя в краю родном.
— А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Как ласково называет автор стихотворения скворца?
Что за новый дом ждёт скворушку в краю родном?
Ситуация общения «Скворец прилетел».
Задачи. Поддерживать интерес детей к птицам. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление.
Беседа. — Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ о скворце с помощью слова «летал». Только не забудьте, что слово можно сказать по-разному. Вы готовы?
Педагог рассказывает, делая паузы, когда дети должны подсказать слово. Дети отвечают хором или поочерёдно. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети чётко произносили приставку.
Лексический материал.
Наступила весна. Растаял снег. Скворец из дальних стран. (прилетел).
Он к скворечнику. (подлетел).
Скворец на жёрдочку сел и песню весеннюю запел. Вдруг из скворечника вылетел воробей. Скворец от страха. (взлетел).
Через скворечник. (перелетел).
И вдаль. (улетел).
Но на следующее утро скворец опять к скворечнику. (прилетел).
Вокруг скворечника. (облетел).
И в скворечник. (залетел).
— Понравился скворечник скворцу. Стал он в скворечнике жить поживать, вредителей уничтожать, да песни звонкие петь.
— Спасибо, дети! Рассказ о скворце рассказали, слово «летал» по-разному называли.
Георгий Алексеевич Скребицкий «Скворец».
Задачи. Расширять знания детей о скворцах. Обогащать представления детей о значении птиц для окружающей природы. Продолжать развивать интерес детей к познавательной литературе о птицах. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Георгия Алексеевича Скребицкого «Скворец».
Про кого в загадке говорится: «На колу дворец, а во дворце певец?» Наверное, все угадали: конечно, про скворца.
Март. Ещё снег не растаял, а на деревьях уже развешаны деревянные домики — скворечники. Вернутся скворцы весною с тёплого юга, погуляют денёк-другой в полях и лугах и разлетятся парочками по садам и огородам занимать приготовленные для них уютные квартирки.
Скворцы для нас всегда желанные гости. Прилетают они немного позже грачей, когда уже в поле много проталин и солнышко как следует пригревает.
Вот они целой стайкой хлопотливо бегают по оттаявшей земле. Их ярко-чёрные, блестящие пёрышки так и переливаются на солнце. Скачут скворцы по полю, ищут в земле червей, слизняков, жучков разных. Это их любимая пища.
Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат. Потому и стараются люди принимать скворцов поближе к полям и огородам. Потому и развешивают для них скворечники. Добро пожаловать, дорогие гости!
Полезная птица скворец, а уж какая занятная! Занятнее, пожалуй, и не найдёшь.
Послушайте как-нибудь, как он, сидя на ветке около домика, песенки распевает. То засвистит, затрещит, а то вдруг лягушкой заквакает, или, как курица, закудахчет, или начнёт скрипеть, как немазаное колесо у колодца… Слушаешь его — и дивишься: какие только звуки в его песенке не встречаются. Что услышит скворец, что запомнит, то и старается повторить.
— Рассказу конец, а кто слушал молодец! А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, отгадайте загадку: На колу дворец, а во дворце певец. Кто это?
Дети, в каком месяце развешивают скворечники для скворцов?
Дети, когда прилетают скворцы из тёплых стран?
Дети, какая любимая пища скворцов?
Дети, почему люди развешивают в огородах и садах скворечники?
Дети, какие песенки распевает скворец?
— Чудесно, дети! О скворце читали, много нового узнали.
Беседа «Народный праздник "Жаворонки"». (22 марта).
Задачи. Обогащать представления детей о птицах. Формировать представление детей о народных традициях. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественное слово.
Беседа.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Я здесь пою приход весны.
В. А. Жуковский
— Дети, кто это – жаворонок?
— Жаворонок – неприметная серо–бурая птичка, маленькая, как воробей. Знаменит жаворонок своим пением. Ранней весной, когда на полях ещё лежит снег поёт свою песню жаворонок. Стремительно взмывая в небо, трепеща крылышками, взлетая всё выше, и выше жаворонок исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива звонкая песня жаворонка. 22 марта – старинный народный праздник – Жаворонки. По народному поверью считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы. Хозяйки с утра тесто месили, печенье–жаворонки лепили, в печке запекали, детей угощали. Угощали да приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети жаворонки вверх поднимали, на улицу бежали, весну закликали.
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
И просили у жаворонка счастья да здоровья.
Жаворонки, жаворонки!
Летите из-за моря,
Несите здоровья.
Кому крошку, кому ложку,
А мне целую лепёшку!
— Дети, как вы думаете, почему зима надоела?
— Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!
— Что просили дети у жаворонка?
— Летите из-за моря, несите здоровья
— Дети, что мы нового узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что русский народ почитал птиц.
Малоподвижная игра «Жаворонок».
Задачи. Поддерживать интерес детей народным подвижным играм, к народному фольклору. Упражнять детей в беге на скорость. Воспитывать честность, справедливость в играх со сверстниками.
Игровой материал. Колокольчик, ободок с изображением жаворонка.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, в игру играем, да не в простую, а русскую, народную. Называется игра «Жаворонок». Для игры нужно выбрать ведущего – жаворонка с помощью считалочки.
Считалочка.
Раз, два, три, четыре, пять,
К нам весна пришла опять,
Будем мы с тобой считать,
Жаворонка выбирать.
Раз, два, три,
Жаворонок – это ты!
— Дети, мы в поле, над которым летает жаворонок. Встаём в круг, берёмся за руки, идём по кругу хороводным шагом. Жаворонок стоит в центре круга и играет в колокольчик. Все вместе произносим волшебные слова.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
— Дети закрывают глаза, чтобы не спугнуть жаворонка, а жаворонок подходит к кому-то из детей и ставить колокольчик между детьми. Жаворонок звонко поёт: «Спрятал песенку в траве». Все дети открывают глаза и внимательно смотрят под ноги. Дети, между которыми стоит колокольчик, встают друг с другом спина к спине. Мы звонко говорим: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год». После слова «год», дети бегут в разные стороны вокруг круга. Остальные дети, болеют за товарищей, но не мешают им бежать. Кто вперёд прибежит к колокольчику, берёт колокольчик в руки, поднимает вверх и звонко поёт: «Я – жаворонок». Игра начинается сначала. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
слова игры все дружно повторяем, жаворонку помогаем;
играющие честно закрывают глаза, не смотрят за жаворонком;
Жаворонок кладёт колокольчик между двумя детьми посередине;
бегуны бегут в разные стороны, только вокруг круга.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Юрий Коваль «Как я съел жаворонка».
Задачи. Расширять знания детей о народном празднике «Жаворонки». Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Продолжать развивать интерес детей к познавательной литературе.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ «Как я съел жаворонка».
С утра в деревне пекли жаворонков из сдобного теста. И по дороге в школу ребята размахивали печёными жаворонками, протягивали их в небо и кричали:
Жаворонки, прилетите,
Весну принесите!
Зима надоела,
Весь хлеб поела!
Кое-кто даже привязывал жаворонков к длинным палкам, чтоб повыше поднять их в небо. Но было ещё холодно, птицы не прилетали.
А я работал в школе учителем и удивлялся, как все ученики ели на переменках жаворонков. Коля Калинин из третьего класса подарил мне одного, но я его есть не стал, в карман сунул. А то неудобно: учитель вдруг жаворонка ест.
После уроков мы все пошли из школы, и тут Маня Клеткина из первого класса закричала: — Смотрите, жаворонок! Это мы его наманили!
Чуть в стороне от дороги, высоко в небе пел первый наш жаворонок. Крылья его трепетали, и казалось, что он стоит в воздухе на одном месте.
— Махайте, махайте жаворонками! — закричала Маня. — Наманивайте всю стаю!
Но печёных жаворонков ни у кого не осталось – всё-таки три переменки. Тогда я достал своего из кармана и помахал немного, а ребята наманивали птиц голосами. И вот появился второй жаворонок, потом третий – они пели, наполняли трелями весеннее небо. Один из них опустился на поле неподалёку от нас. Он был серый и рябенький, и трудно было его разглядеть в рыжей прошлогодней траве.
А у моего печёного жаворонка бока были подрумянены, глаза — изюмины. Я потом этого жаворонка не удержался и съел.
— Рассказу конец, а кто слушал молодец! А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, какой праздник справляли в деревне?
Для чего дети привязывали жаворонков из теста к длинным палкам?
Какую закличку читали дети, чтобы приманить жаворонков?
Как выглядел жаворонок?
— Замечательно, дети! О жаворонков читали, много нового узнали.
Чтение стихотворений «Жаворонок».
Задачи. Расширять знания детей о жаворонках. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворения разных авторов о жаворонке.
Украинская песенка «Ой, зачем ты жаворонок».
(в обработке Г. Литвака).
Ой, зачем ты жаворонок,
С юга прилетел?
Ой, зачем ты, жаворонок,
О весне запел?
Ещё в горах снежиночки летят,
Ещё в долинах льдиночки лежат…
– А я снежиночки
Крылышками размечу,
А после льдиночки
Ножками растопчу.
Тимофей Максимович Белозёров «Жаворонок».
Хохолком тряхнув спросонок,
Пробудился жаворонок,
В жаворонке – песенка,
В песенке – чудесенка
С перламутровой росинкой,
С невесомой паутинкой,
С озерком, с берёзой тонкой
И со всей родной сторонкой!
Света Бережная «Жаворонок».
Над полем жаворонок вьётся,
Во ржи синеют васильки,
И солнце весело смеётся
В прозрачном зеркале реки.
Всех заглушил. На весь лесок
Звенит задорный голосок.
Николай Нович «Жаворонок».
С жаворонком ранним
Я привык вставать:
Вместе с ним проснёмся,
Вместе ляжем спать.
В поле, за работой,
Вытирая пот,
Слушаю с охотой
Я, как он поёт.
Не свожу я взгляда
С выси голубой,
Дивная отрада
В звуках песни той.
Песнею весёлой
Сам я вдруг зальюсь
И за труд тяжёлый
Веселей берусь.
Василий Андреевич Жуковский «Жаворонок».
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Самомассаж пальцев рук «Жаворонки».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору, закличкам. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.
Игра.
— Дети, разучим закличку «Жаворонки» для массажа пальцев рук – разминалка. Как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж?
Самомассаж здоровье укрепляет, жизненную силу повышает. Дети, массируем подушечки пальцев рук. Поставим большой палец левой руки на ноготь большого пальца правой руки. Остальные пальчики левой руки, прижимают его подушечку снизу, разминая её. И так массажируем все пальчики. Читаем текст и разминаем пальцы рук.
Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения разминаем один палец.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки заклички.
Левой рукой массаж правой руки.
Жаворонки, прилетите, Большой палец.
Студёную зиму унесите, Указательный палец.
Тёплую весну принесите: Средний палец.
Зима нам надоела, Безымянный палец.
Весь хлеб у нас поела! Мизинец.
Правой рукой массаж левой руки.
Жаворонки, жаворонки! Большой палец.
Летите из-за моря, Указательный палец.
Несите здоровья Средний палец.
Кому крошку, кому ложку, Безымянный палец.
А мне целую лепёшку! Мизинец.
— Зд рово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, жаворонка закликали.
Исследование «Чем заняты воробьи?»
Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
— Юные орнитологи, исследование начинаем, жизнь птиц изучаем.
Что весна птицам подарила?
Что в их жизни изменила?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем заняты воробьи, что за дела у них весной. Задание понятно?
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, к концу марта воробьи разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд. Строительство гнезда — дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают. Воробьиная пара вместе строит гнездо.
— Дети, чем заняты воробьи весной?
Вывод. Дети, мы узнали, что весной воробьи строят гнёзда.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Руки в стороны, ладонями вверх.
Потемнел он в поле, Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны.
На озёрах треснул лёд, Встаём прямо. Руки на пояс.
Будто раскололи. Притопы на каждый слог в словах.
Облака бегут быстрей, Бег на месте, руки полусогнуты в локтях.
Небо стало выше, Встаём прямо, руки вверх.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше. Руки на пояс, прыжки на месте.
Самуил Маршак
Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
— Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо – это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве. Юные орнитологи, исследование начинаем, жизнь птиц изучаем.
Что весна птицам подарила?
Что в их жизни изменила?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как ведут себя птицы весной. Задание понятно?
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, как вы думаете, что изменилось в поведение птиц весной?
Вывод. Дети, мы узнали, что весной птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.
Наблюдение «Почему птицы живут рядом с людьми?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение детей к птицам.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— Весной лесные птицы возвращаются домой, в лес, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. Почему воробьи и голуби весной не улетают из городов в лес?
— Дети, как вы думаете, где воробьи и голуби строят свои гнёзда в городе?
— Городские воробьи строят свои гнёзда под козырьком подъезда или балкона. Сизые голуби вьют гнёзда под крышами, на чердаках, на карнизах каменных домов. Дети, как вы думаете, где легче найти корм: в лесу или возле людей?
— В городе легче найти корм. Дети, где живёт больше хищных птиц и животных: в лесу или в городе?
— В лесу больше хищников. Но и в городе встречаются хищники. Дети, какие хищные животные угрожают птицам в городе? (кошки).
— А кто, кроме кошек может разрушить гнездо, погубить птенцов? (плохие люди).
— Опасны для птиц не только кошки, но и плохие люди, что ломают гнёзда птиц и убивают птиц. Дети, как вы считаете, почему некоторые птицы живут рядом с людьми?
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы живут рядом с людьми потому, что есть корм и места, где можно свить гнездо. Люди должны оберегать птиц и птичьи гнёзда.