Елена Рассказова
Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете, развивать внимание, память.
Материал: Цветные косынки (красны, желтая, зеленая, синяя и т. д.)
Содержание: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
Публикация «Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
«Назови одним словом»
Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.)
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изоб-ражением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
«Подбери по величине»
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по од-ному признаку (размер)
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров - большие и маленькие.
Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.
«Кто скорее свернет ленту?»
Цель: продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий»
Материалы и оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см, а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Правила игры: вызванные дети по сигналу сворачивают ленту, вот так (показ воспитателя); выигрывает тот, кто скорей свернёт ленту.
Ход игры: педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
"Раз, два, три - ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материалы и оборудование: одноцветные пирамидки (жёлтые и зелёные, с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Правила игры: внимательно рассмотреть полученное колечко-образец, постараться запомнить его величину и оставить колечко на стульчике. Искать колечко разрешается только по сигналу «Ищи!». Искать можно колечко любого цвета, но точно такого размера, как образец. Прежде чем показать найденное колечко группе, нужно убедиться в правильности выполнения задания (наложить его на колечко-образец).
Ход игры: дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них даёт по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребёнок затрудняется
с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить своё колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три - ищи!" Выбрав колечко, каждый ребёнок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребёнок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении
игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
«Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Материалы и оборудование: ленточки широкие, одной длины, картонные полоски (широкие и узкие).
Ход игры: занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
«Подбери по величине»
Цель: развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материалы и оборудование: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров - большие и маленькие.
Правила игры: положить около маленького круга-маленькие фигуры, а около большого-большие фигуры.
Ход игры: педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.
«Назови одним словом»
Цель: развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материалы и оборудование: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).
Правила игры: назвать фигуры, одним словом.
Ход игры: перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры, одним словом.
«Чудесный мешочек»
Цель: обследование геометрической формы предметов, упражняясь в различении форм.
Материалы и оборудование: непрозрачный мешок, предметы (должны соответствовать определённой теме)
Правила игры: ребенку предлагают засунуть руку в мешочек выбрать любую вещь и угадать вслепую, какой предмет ему «попался». Затем вытаскивают предмет из мешка и проверят – угадал или нет.
Ход игры: в мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
«Где какие фигуры лежат»
Цель: ознакомление с двумя свойствами, классификацией фигур (цвету и форме).
Материалы и оборудование: набор фигур.
Правила игры: играют только 2 человека, у каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждая фигура кладется в соответствующую клеточку таблицы. За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.
Ход игры: играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столица, какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.
«Найди лишнюю фигуру»
Цель: развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Материалы и оборудование: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6».
Правила игры: найти лишнюю фигуру и назвать оставшиеся фигуры.
Ход игры: ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).
"Помоги цыплятам"
Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Материалы и оборудование: морковки, зайчики, утки, курочка, цыплята.
Ход игры: зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса: " Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, а курица на утке!"
«Половинка к половинке»
Цель: закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству предметов.
Материалы и оборудование: карточки с предметами
Правила игры: разложить разобранные картинки изображением вверх. Возьмите одну деталь и спросите, что на ней написано. Предложите ребёнку найти не достающую половинку. Сложить все детали вместе- они должны соединиться в целое изображение.
Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.
«Морковки для зайчат»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Материалы и оборудование: зайчик, морковка
Правила игры: разложить зайчатам морковки и посчитать сколько у каждого зайчонка морковок.
Ход игры: ребята, к нам в гости пришли зайчики. Давайте угостим их морковками. Каждому зайчику надо дать по морковке. Зайчиков раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем зайчикам хватило морковок? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? По сколько зайчиков и морковок?