Ольга Афанасьева
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных
▼ Скачать + Заказать документы
Первая группа дидактических игр направлена на увеличение словаря прилагательных-синонимов.
Работа над синонимией - важное направление работы по формированию лексики.
Правильное употребление синонимов в речи требует знания, различающих их смысловых. Работа над синонимами направлена, в первую очередь, на развитие у детей понимания того, чем один синоним отличается от другого. Важно, чтобы дети понимали, что слова - синонимы (например, большой, огромный) не только близки по смыслу, но и отличаются смысловыми оттенками. Детям необходимо объяснить, что для понимания смысла слова, нужно подобрать синоним к этому слову.
Публикация «Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных» размещена в разделах
Кроме того, функция замещения, выполняемая синонимами в речи, позволяет показать детям, что замена в речи одного и того же слова его синонимами устраняет ненужное повторение одинаковых слов.
На первых этапах работа осуществляется над синонимами с более явной степенью семантической близости. В дальнейшем осуществляется работа над синонимами с менее выраженной семантической близостью.
Исходя из этого, работа над синонимией позволяет обогатить речь, развивает умения передавать нюансы наблюдаемых фактов, подбирать более верные слова для правильного их выражения.
Умение пользоваться синонимами является сложным и длительным развивающимся навыком, формирующимся путем разнообразных упражнений (подбор синонимов к отдельным словам, в словосочетаниях, в предложениях). Главная задача педагога объяснить детям, что у слова могут быть разные «слова-приятели», в зависимости от того, в каком значении слово употреблено.
Одним из проявлений системных отношений слов в лексической системе языка является их способность соединяться друг с другом. Системные связи, которые проявляются в закономерностях сочетания между классами слов, определяются как синтагматические.
Формирование данных отношений предполагает правильное соединение слов, употребление их в словосочетаниях, предложениях.
Овладение словосочетанием способствует организации более быстрого выбора слова из семантического поля на основе синтагматических связей способствует усвоению контекстуальных значений слов, грамматических правил языка, а также является предпосылкой перехода от простого нераспространенного предложения к распространенному. На материале словосочетаний из прилагательного, существительного также может проходить развитие синтагматических связей. Примеры дидактических игр : «Скажи по-другому», «Хитрая подмена», «Подбери слово», «Третье лишнее», «Подбери пары», «Найди друзей».
Вторая группа дидактических игр направлена на увеличение словаря прилагательных-антонимов. Развитие антонимических отношений в работе по формированию лексики происходит при знакомстве со смысловой стороной слова. Данная работа направлена на обучение детей сознательно сопоставлять предметы и явления окружающего мира. Работа начинается с простых антонимов с постепенным переходом к более сложным моделям. Последовательность работы над антонимией следующая:
1) соотношения по величине, высоте, длине, ширине ( большой - маленький: высокий - низкий; длинный - короткий; широкий - узкий, весу (легкий - тяжелый, вкусу (сладкий - соленый и т. д.);
2) пространственные (верхний - нижний).
3) слова, обозначающие интенсивность разных показателей (яркий - тусклый; шустрый - медленный; сильный - слабый).
Затем проводится работа над антонимами, в которых под отрицанием находится все толкование исходного слова :
качественные прилагательные :
1) обозначающие признаки (умный - глупый,
2) обозначающие внутренние качества человека (хороший - плохой; добрый - злой).
3) антонимические пары, в которых под отрицанием находится часть толкования (веселый - грустный, прекрасный - безобразный).
В работе над антонимией детей необходимо учить задумываться над семантической формой слова, сравнивать семантические признаки слов, выбирать слова наиболее подходящие к определенной ситуации.
Для формирования у дошкольников умения пользоваться антонимами в своей речи, используются особые упражнения, которые проводятся на материале отдельных слов, словосочетаний, предложений и связных текстов. Примеры дидактических игр : «Противоположности», «Скажи наоборот», «Подходит-не подходит», «Сравнения», «Что не так?», «Подбор антонимов».
Третья группа игр включает игры на развитие притяжательных прилагательных обозначающих :
- принадлежность людям (мамин, папин)
- принадлежность животным (волчий, лисий).
Примеры дидактических игр : «Чей хвост?», «Это чье?», «Чьи вещи?», «Найди свой домик», «Путаница», «Собери животное».
К четвертой группе дидактических игр относятся игры на расширение словаря качественных прилагательных, обозначающих: цвет, величину, форму, толщину, высоту, длину, ширину, вкус, качество поверхности, вес предметов. Примеры дидактических игр : «Подбери словечко», «Кто какой», «Угадай кто это», «Назови цвет», «Назови форму», «Магазин игрушек», «Сравни».
К пятой группе дидактических игр относятся игры на расширение словаря относительных прилагательных :
- указывающих, из чего сделан предмет (бумажный, шерстяной и др.);
- указывающих предназначение предмета (например, чайная посуда, походный рюкзак).
Примеры дидактических игр : «Что из чего сделано», «Четвертый лишний», «Поваренок», «Ателье», «С какой ветки детки».