Получи документы

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению дошкольников основам грамоты

Лариса Малышева
Картотека дидактических игр и упражнений по обучению дошкольников основам грамоты
▼ Скачать + Заказать документы

Дид. игра «Буквы алфавита»

Цель: Развивать внимание.

Ход: Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Воспитатель называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, хлопает в ладоши. Затем игру можно усложнить. Воспитатель произносит слово (лучше из 4-5 букв, дети, которым принадлежат буквы, образующие слово, выстраиваются в нужном порядке.

Дид. игра «Звук потерялся»

Цель: Развивать внимание, развивать фонематический слух детей.

Темочки:

Ход: Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны называть, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенного звука пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком.

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид игра «Думай быстрее»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Материал: У каждого ребенка три карточки с цифрами: 1, 2, 3.

Ход: Воспитатель показывает предметную картинку и предлагает детям узнать количество слогов в слове и поднять карточку с нужной цифрой.

Дид. игра «Наоборот»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например: жи – лы – лы – жи

Слова: Ла – ю, ки – пят, ло – жа, ка – чай, на – сос, ла – ма, ки – ра, на – вес, ска – ла, бан – кА;

Слоги: КА – му, ля – ко, па – ли, ла – мет, ва – тык, та – пас, жа – лу, ка – пал, ги – но, ка– мас, ба – тру.

Дид. игра «Составь слово»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.

Ход: Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.

Ку – ки – би, са – ги – по, ка – на – би, го – ва – ло, ма – на – ли, по – но – ле, о- ка – со, га – та – зе, ко – со – ле, по – ны – го, ко – но – ле, я – ды – го, во – со – лы, бо – то – ло.

Дид. игра «Ты – начало, я – конец»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.

Ход: Взрослый говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком («- рево, - де Дерево)

Слоги: -жама, -шина, -года, -бушка, -кета, -жина, -мета, -лаки, -помидор, -рёза, -лина, -дочка, -лено, -мыши, -тята, -лосы, -ляна.

Дид. игра «Добавь слог»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.

Ход: Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком («ко -! – бок»)

Слоги: СА -! – лет, пы -! – сос, па -! – ход, те -! – фон, по -! – гай, о -! – рец, мо -! - ток, му -! - мор, ба -! – бан и т. д.

Дид. игра «Найди слово»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Ход: Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой – с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.

Дид. игра «Бросаемся слогами»

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Ход: Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Примеры:

- Ко - …мар; …са; …тёнок; …рабль.

- Са - …молёт; …поги; …мовар.

Дид. игра «Путешествие в страну звуков»

1 вариант

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.

2 вариант

Цель: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4,5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.

3 вариант

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.

4 вариант

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение определять позицию заданного звука в словах.

Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.

Дид. игра «Работа с карточками»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель называет слово. Дети определяют позицию заданного звука в слове и в соответствии с этим кладут фишку в первое, во второе или в третье окошечко.

Дид. игра «Пирамида»

Цель: Учить детей определять количество звуков в слове.

Ход: Перед детьми рисунок пирамиды. В основании 5 квадратов, выше – 4, 3 ,2. Воспитатель предлагает разложить картинки в соответствии с количеством звуков в словах. Если в слове 5 звуков, то картинку нужно положить в основание пирамиды, где 5 клеточек.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. Игра «Цепочка слов»

Цель: Продолжать учить детей вычленять первый и последний звук в сове.

Ход: Дети по очереди называют слов, начинающиеся с последнего звука предыдущего слова, например: мяч – чемодан – нос и т. д.

Дид игра «Шифровальщики»

Цель: Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез слова, определять место звука в слове.

Ход: Педагог предлагает детям составить слово по первым звукам слов – названий предметных картинок, например: сон, облако, кот – сок.

Дид. игра «Поиск»

Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.

Ход: Для игры вам понадобятся сначала карточки с буквами, а затем со слогами.

Разложите карточки в комнате на разных предметах - столе, диване, подоконнике, прикрепите к шторам, картине. А теперь ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены. Например, карточка с буквой "С" лежит на диване - это

неправильно, она должна лежать на столе.

Дид. игра с картинками в книжке.

Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.

Ход: Подберите для игры книги с сюжетными иллюстрациями.

Вариант 1. Один загадывает букву, открывает картинку и, вперед - кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву).

Вариант 2. "В слове три слога". "В слове только один гласный звук". А второй отгадывает.

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б’], [б] и [б’] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Публикации по теме:

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека дидактических игр по ИЗО для старших дошкольников Д/И «На что похоже?» Цель. Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности. Задание. На столе выкладываются несколько.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег»Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности "История возникновения денег" для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.

Конспект НОД по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе «Звуки [д] — [т]» Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [д] - [т]. Учить детей дифференцировать звуки (т-д) в слогах, словах..

Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты» по методическому пособию «Играем, читаем, пишем» Астафьева Е. О.» Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений по обучению дошкольников основам грамоты
Опубликовано: 17 мая 2021 в 11:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по обучению дошкольников основам грамоты» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Малышева (УИ 1775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД