Лариса Малышева
Картотека дидактических игр и упражнений по обучению дошкольников основам грамоты
▼ Скачать + Заказать документы
Дид. игра «Буквы алфавита»
Цель: Развивать внимание.
Ход: Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Воспитатель называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, хлопает в ладоши. Затем игру можно усложнить. Воспитатель произносит слово (лучше из 4-5 букв, дети, которым принадлежат буквы, образующие слово, выстраиваются в нужном порядке.
Дид. игра «Звук потерялся»
Цель: Развивать внимание, развивать фонематический слух детей.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход: Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны называть, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенного звука пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком.
Дид. игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дид игра «Думай быстрее»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: У каждого ребенка три карточки с цифрами: 1, 2, 3.
Ход: Воспитатель показывает предметную картинку и предлагает детям узнать количество слогов в слове и поднять карточку с нужной цифрой.
Дид. игра «Наоборот»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например: жи – лы – лы – жи
Слова: Ла – ю, ки – пят, ло – жа, ка – чай, на – сос, ла – ма, ки – ра, на – вес, ска – ла, бан – кА;
Слоги: КА – му, ля – ко, па – ли, ла – мет, ва – тык, та – пас, жа – лу, ка – пал, ги – но, ка– мас, ба – тру.
Дид. игра «Составь слово»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.
Ход: Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.
Ку – ки – би, са – ги – по, ка – на – би, го – ва – ло, ма – на – ли, по – но – ле, о- ка – со, га – та – зе, ко – со – ле, по – ны – го, ко – но – ле, я – ды – го, во – со – лы, бо – то – ло.
Дид. игра «Ты – начало, я – конец»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.
Ход: Взрослый говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком («- рево, - де Дерево)
Слоги: -жама, -шина, -года, -бушка, -кета, -жина, -мета, -лаки, -помидор, -рёза, -лина, -дочка, -лено, -мыши, -тята, -лосы, -ляна.
Дид. игра «Добавь слог»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.
Ход: Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком («ко -! – бок»)
Слоги: СА -! – лет, пы -! – сос, па -! – ход, те -! – фон, по -! – гай, о -! – рец, мо -! - ток, му -! - мор, ба -! – бан и т. д.
Дид. игра «Найди слово»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Ход: Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой – с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.
Дид. игра «Бросаемся слогами»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Ход: Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
- Ко - …мар; …са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; …мовар.
Дид. игра «Путешествие в страну звуков»
1 вариант
Цель: Развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.
2 вариант
Цель: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4,5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.
3 вариант
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.
4 вариант
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение определять позицию заданного звука в словах.
Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.
Дид. игра «Работа с карточками»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель называет слово. Дети определяют позицию заданного звука в слове и в соответствии с этим кладут фишку в первое, во второе или в третье окошечко.
Дид. игра «Пирамида»
Цель: Учить детей определять количество звуков в слове.
Ход: Перед детьми рисунок пирамиды. В основании 5 квадратов, выше – 4, 3 ,2. Воспитатель предлагает разложить картинки в соответствии с количеством звуков в словах. Если в слове 5 звуков, то картинку нужно положить в основание пирамиды, где 5 клеточек.
Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
Дид игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Дид. Игра «Цепочка слов»
Цель: Продолжать учить детей вычленять первый и последний звук в сове.
Ход: Дети по очереди называют слов, начинающиеся с последнего звука предыдущего слова, например: мяч – чемодан – нос и т. д.
Дид игра «Шифровальщики»
Цель: Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез слова, определять место звука в слове.
Ход: Педагог предлагает детям составить слово по первым звукам слов – названий предметных картинок, например: сон, облако, кот – сок.
Дид. игра «Поиск»
Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
Ход: Для игры вам понадобятся сначала карточки с буквами, а затем со слогами.
Разложите карточки в комнате на разных предметах - столе, диване, подоконнике, прикрепите к шторам, картине. А теперь ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены. Например, карточка с буквой "С" лежит на диване - это
неправильно, она должна лежать на столе.
Дид. игра с картинками в книжке.
Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
Ход: Подберите для игры книги с сюжетными иллюстрациями.
Вариант 1. Один загадывает букву, открывает картинку и, вперед - кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву).
Вариант 2. "В слове три слога". "В слове только один гласный звук". А второй отгадывает.
Дид. игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Дид. игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б’], [б] и [б’] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.