Валентина Белоусова
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Как вести себя в природе»
Старший дошкольный возраст.
Цель: Закрепить представления детей о том, как вести себя в природе: в лесу, на лугу, у реки, в поле и т. д. Развивать мышление, логику, учить соотносить схемы с явлениями и объектами природы.
Материалы и оборудование: карточки-схемы и карточки:
• Костер, горящий среди травы;
• Костер, обложенный камнями, земля вокруг обкопана лопатой;
• В красном кругу перечеркнута нота;
Публикация «Картотека дидактических игр для развития экологических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Среди травы валяется мусор: бумажки, пластиковые бутылки, одноразовая посуда;
• Черный пластиковый пакет с мусором;
• Дети с магнитофоном в лесу;
• На поляне растут подснежники;
• Валяются сорванные и брошенные цветы;
• В красном кругу перечеркнутая спичка;
• В красном кругу перечеркнутая сигарета и т. д.
Ход игры.
Дети по очереди, не глядя, берут карточки, рассматривают их. Затем рассказывают, что изображено на карточке или что означает схема. Делают вывод, можно или нельзя так вести себя в природе. При желании дети меняются карточками и игра повторяется.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Пищевые цепочки»
Старший дошкольный возраст.
Цель: Формировать представление о взаимосвязях всего живого: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Уточнить, что если исчезает один из компонентов цепочки, вся цепь распадается, т. к. в природе все взаимосвязано. Воспитывать уважительное отношение ко всему живому на земле.
Материалы и оборудование: Карточки с изображением животных, насекомых, паукообразных, земноводных, рыб, растений луга, сада, леса.
Ход игры.
Карточки лежат хаотично на ковре. По сигналу воспитателя дети подбирают карточки и составляют пищевые цепочки.
Пример: Клевер – корова – волк.
Побеждает тот, кто больше составит пищевых цепочек или кто соберет цепочку длиннее.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Кто чем питается»
Средний дошкольный возраст.
Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных, чем они питаются. Развивать мышление детей, память, внимание. Воспитывать желание заботиться о братьях наших меньших.
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением диких и домашних животных.
Карточки с изображением пищи.
Ход игры.
1). Детям раздать карточки с изображением животных. Дети подбирают ту еду, которой питается данное животное. При ответе уточняют, как называется животное и что оно ест.
2). Педагог показывает изображение животного, тот ребенок, на кого покажет педагог, называет животное и уточняет, что оно любит есть.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Вершки и корешки»
Средний дошкольный возраст.
Цель: Закрепить знания детей об овощах. Упражнять детей в классификации овощей по принципу: съедобный корень или плод на стебле. Формировать представления об овощных культурах, воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование: муляжи овощей, чудесный мешочек (овощи спрятаны в мешочек)
Ход игры.
Дети по желанию или по очереди подходят к педагогу, достают из чудесного мешочка овощ, называют его и говорят, что идет в пищу: вершок или корешок. Остальные дети внимательно слушают, соглашаются или поправляют отвечающего.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Назови по вкусу»
Средний дошкольный возраст.
Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Формировать умение узнавать предметы при помощи одного из анализаторов: вкуса. Формировать умение соотносить вкусовые ощущения с реальными предметами. Воспитывать желание участвовать в игре. Развивать речь ребенка.
Материалы и оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу, почистить их и порезать на кусочки. Поднос, салфетка, вилочка.
Ход игры.
На подносе под салфеткой лежат кусочки овощей и фруктов. Дети по очереди подходят к воспитателю, закрывают глаза. Тот вилочкой кладет в рот ребенку один из кусочков. Ребенок должен по вкусу определить, что он ест и сказать, что он съел и что это: овощ или фрукт.
Например:
Я съел огурец, это овощ.
Я съела яблоко, это фрукт.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Угадай растение по описанию»
Старший дошкольный возраст.
Цель: Найти растение по описанию: форма листьев, величина стеблей, цвет и форма цветка, цвет горшка. Формировать умение описывать предметы. Развивать монологическую речь ребенка. Закреплять умение выслушивать товарища до конца. Закрепить названия растений. Воспитывать внимание.
Материалы и оборудование: Растения групповой комнаты.
Ход игры.
Педагог выставляет растения для игры на специально подготовленный стол (6-7 растений). Предлагает детям загадать и описать одно из растений, стоящих на столе. Один ребенок описывает растение по плану: форма листьев, их цвет, величина и количество стеблей, есть ли цветы или бутоны, их цвет, форма. Цвет, величина и форма горшка.
Дети внимательно слушают рассказ-описание ребенка до конца, находят растение по описанию. Проговаривают название.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Плоды и листья»
Старший дошкольный возраст.
Цель: Закрепить отличительные признаки деревьев. Уметь соотносить плоды и листья нужному дереву. Закрепить названия деревьев, плодов, листьев. Воспитывать любознательность, расширять словарный запас детей.
Материалы и оборудование: карточки с изображением плодов рябины, дуба (желуди, березы (сережки, липы, тополя, каштана, клена, сосны, ели; карточки с изображением листьев рябины, дуба, березы, липы, тополя, клена, каштана, сосны, ели;
Картинки деревьев: рябины, дуба, березы, липы, тополя, каштана, клена, сосны, ели.
Ход игры.
1). Детям раздают карточки с изображением плодов и листьев разных деревьев. В групповой комнате расставляются картинки деревьев (предварительно вспомнить названия). Детям дается задание: вспомнить, какому дереву принадлежат плоды и листья, по сигналу воспитателя дети бегут к своему дереву. Когда задание выполнено, дети меняются карточками, и игра продолжается.
2). На столе раскладываются карточки, изображениями вниз. Дети по очереди подходят к столу, берут карточку и говорят, какому дереву принадлежат плоды или листья.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Такой листок, лети ко мне»
Старший дошкольный возраст.
Цель: Закрепить названия листьев деревьев. Развивать внимание, воспитывать слуховое восприятие. Активизировать словарь детей.
Материалы и оборудование: плоскостные изображения листьев клена, дуба, березы, ивы, каштана, тополя, рябины и др. (по несколько штук каждого вида). Картинки с изображением одноименных деревьев.
Ход игры.
Детям раздаются листья разных деревьев. По сигналу воспитателя «Листья березы, летите ко мне!» все дети с листиками березы подбегают к воспитателю. Задание меняется: «Листики тополя, летите ко мне!» Дети выполняют задание. И так перечисляются все виды деревьев.
Затем дети меняются листьями. И игра продолжается.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Кто где живет»
(природные зоны земли)
Старший дошкольный возраст.
Цель: Закреплять знания детей о природных зонах России, их особенностях, о местах проживания животных и растений. Показать зависимость всего живого от того места, где оно обитает. Воспитывать интерес к природе родного края, к природе вообще.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных зон: Арктики, тундры, пустыни, тайги, смешанных лесов, и т. д. ; маленькие карточки с изображением зверей, птиц, насекомых, растений различных зон.
Ход игры.
На магнитной доске расположены разные природные зоны земли. Детям раздаются карточки с изображением животных и растений. Задача детей – назвать свое животное, птицу или растение и поместить к нужной природной зоне. Уточнить, как они приспособились к жизни в данной зоне.
За правильный ответ детям дается фишка. Позже фишка меняется на мини-конфету.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Назови животное по схеме»
Старший дошкольный возраст.
Цель: Закрепить знания о классификации животного мира. Учить детей выделять характерные признаки с помощью схем-моделей каждого класса животных. Выделять из животного мира класс птиц, зверей, насекомых, рыб, пауков, опираясь на существенные признаки. Воспитывать интерес к миру природы, любознательность, умение наблюдать.
Материалы и оборудование: карточки с изображением зверей, птиц, пауков, насекомых, рыб.
Схемы:
Звери (зубы, 4 конечности, молоко, шерсть)
Птицы (2 конечности, клюв, крылья, перья)
Насекомые (6 конечностей, ноги-членики, 3 отдела: голова, грудь, брюшко)
Рыбы (жабры, чешуя, хвост, плавники)
Паукообразные (8 конечностей, 2 отдела: брюшко и головогрудь)
Ход игры.
На магнитной доске прикреплены схемы насекомых, пауков, зверей, рыб, птиц. Детям раздаются карточки с изображениями различных животных: зверей, птиц, насекомых, пауков, рыб. Задача детей – сообразить, к какой схеме отнести свою карточку. После проверки выполнения задания дети меняются карточками и игра продолжается.