Получи документы

Картотека бесед по региональному компоненту с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Шитикова
Картотека бесед по региональному компоненту с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Беседы с региональным компонентом с детьми старшего дошкольного возраста

Мой любимый город

1. Как называется наша страна, республика?

2. Как называется наш город и почему у него такое название?

3. За что мы любим наш город?

4. Кто поддерживает чистоту в городе?

5. Чтобы вы хотели сделать для своего города?

6. Дидактическая игра «Где мы побывали, что мы повидали?»

Публикация «Картотека бесед по региональному компоненту с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

7. Пословица : «Чисто не там где убирают, а там где не сорят»

Как чудесно прогуляться по любимой Элисте,

Новым краскам удивляться

И букашке на листке.

Так же, как тюльпан прекрасна

Ты родная Элиста,

Словно солнце в небе – ясна

Как степной родник – чиста.

Как правильно вести себя в степи

1. Что такое степь?

2. Обитатели степи, можно ли подходить к паукам и змеям?

(разорять муравейники, бросать мусор)

3. Можно ли разводить костер в степи?

4. Как можно потушить костер если нет воды?

5. Как нужно одеваться идя в степь?

6. Почему нельзя рвать цветы в степи?

7. Как выглядит степь в это время года?

«Лечебные травы степи»

«Как степные растения нас лечат»

1. Какие степные растения мы знаем? (подорожник, клевер, ромашка, верблюжья колючка, ковыль, полынь).

2. Какие из них лекарственные?

3. Для чего в степи трава? (для корма)

4. В каких случаях лекарственные растения помогают нам?

Выставка детских рисунков «Мелодия степных просторов»

Дидактическая игра «Они нас лечат»

«Церемония приветствия»

1. Как звучит первое приветственное слово на калмыцком языке? (менд, мендвт)

2. Что оно означает? (здоровье)

3. Кому вы говорите менд? (ровеснику или младшему по возрасту). А кому – мендвт? (старшему или нескольким людям)

4. Как вы думаете, как и с какой интонацией нужно произносить это слово?

(от всего сердца, с чистой душой, ласково, пожелать здоровья, благополучия)

«Традиции гостеприимства»

1. Как калмыки встречают гостя? (гость знакомый или не знакомый всегда находит в калмыцкой семье радушный прием). Традиции обязывают прежде всего напоить, накормить гостя, не расспрашивая, кто он и откуда). Калмыцкая пословица: «Сначала дай гостю утолить жажду, а потом спрашивай у него причину визита». «Лучшую пищу отдай гостю, а лучшее платье носи сам».

2. Почему гостя сажают с правой стороны? (это значит, что ему дано самое почетное место)

3. Для кого предназначена левая сторона? (для членов семьи и родственников)

4. Где встречали гостя? На улице или в кибитке? (Обязательно выходили встречать,брали у него лошадь, поили, кормили)

Гостя сажали на почетное, раскуривали трубку, угощали чаем и борцогами.

«Национальные блюда»

1. Какие национальные блюда вы знаете? (махан-шелтяган, хуурсн махн, борг,булмк, хуурсн цэ, пюр и др.)

2. Какие блюда готовят в вашей семье?

3. Ваше любимое блюдо?

4. Как его готовит мама? (ээжа)

«О чайной церемонии»

1. Как готовится калмыцкий чай?

2. Кто в вашей семье готовит чай?

3. Расскажите о некоторых правилах подношения калмыцкого чая.

4. Кому преподносится первая порция чая? (бурханам) Почему?

5. Как нужно подносить чай? (обоими руками)

«Старинная посуда калмыков»

1. Из чего калмыки делали посуду? (из кожи, из дерева, из кишок)

2. Назовите некоторые из них. Бортха-деревянные пиалы. Архыт-сосуд четырехгранной формы (5-8 ведер) для заквашивания молока. Различные коробки, мешочки и пр. для съестных запасов.

3. Были ли у калмыков мастера (урч) по изготовлению посуды?

4. Продавали ли мастера свою посуду? Для чего?

Семейные традиции празднования «ЗУЛ»

1. Что традиционно выставляют на праздничный стол в калмыцкой семье? (масло, мясо,чай, борцоги, сладости).

2. Как встречают гостей?

3. Какой ретуал проводят вечером? (зажигают лодку, изготовленную из теста, с фитилями по количеству лет всех членов семьи. Молятся «Ом-мани-падме-хум»

4. Что означает этот праздник? (продление годов (насан утулх).

Слушание песен, звуков домбры.

«О разновидностях калмыцких головных уборов»

1. Назовите калмыцкие головные уборы, которые вы знаете. («Холмоп»-носили замужние женщины, «Тамша»-круглая шапочка с закругленным верхом. «Камчатка» «Хаджилга»-каракульчи. (изготавливалась из шкурки ягненка-выкидыша)

2. Какую шапку одевали молодые девушку, замужние?

3. Какие шапки одевали старики?

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением калмыцких головных уборов.

«Калмыцкая национальная одежда»

1. Назовите, из чего состоит женская национальная одежда. (Киллг-длинное до пят платье, Маншика-нагрудная часть, Цегдег-длинная до пят безрукавка, Шивермг-чехлы для кос,для замужних женщин, Махла-красные сапоги.)

2. Назовите из чего состоит мужская национальная одежда. (Бушмуд, бус-серебрянный пояс,украшение- нашивки для патронов, черные сапоги)

Рассматривание иллюстраций, кукол в женской и мужской калмыцкой национальной одежде.

«Что животные дают»

1. Каких домашних животных вы знаете?

2. Где они живут?

3. Чем питаются?

4. Какую пользу приносят нам животные?

5. Назовите детенышей животных.

Рассмотреть изображения домашних животных и их детенышей.

Стихотворения о животных.

«Лошади»

1. Знаете ли вы, как выглядит лошадь.

2. Где они живут? (конюшня, степь)

3. Чем они питаются?

4. В каких видах спорта мы можем увидеть лошадей?

5. Какую пользу приносят людям лошади?

«Народные приметы»

Культуру Калмыков невозможно представить без особого отношения к острым предметам.

1. Какие народные приметы вы знаете?

2. Почему много примет, связанных с острыми предметами? (Это приметы имеющие охранительный характер)

• Если в доме на пол падал острый предмет, считалось, что в дом зайдет мужщина.

• Запрещалось перешагивать через боевое оружие.

• Класть ножницы на кровать, хозяин которой по какой либо причине не ночует домаю

«Как степные животные к зиме готовятся»

1. Каких степных животных вы знаете?

2. Чем они питаются?

3. Как они запасаются на зиму?

4. Кто из них спит зимой?

5. Почему степные животные подходят к городу?

6. Где животные проводят зиму?

Иллюстрации зимовья животных.

Чтение художественной лит-ры.

Народные игры.

«Как люди город к зиме готовят»

1. Когда наступает зима?

2. Как надо готовится к зиме?

3. Зачем мы утепляем дома?

4. Что нужно делать с цветами на клумбе?

5. Где цветам осенью лучше в доме или на улице?

6. Что нужно заготавливать к зиме, чтобы посыпать дороги?

«Степные животные»

1. Каких животных вы знаете?

2. Чем они питаются?

3. Как они передвигаются?

4. Какая опасность может поджидать их? (засуха, заморозки, хищники)

5. Назовите животных на калмыцком языке.

Заяц

Волк

Лиса

Мышь

Суслик

Тушканчик

Крот

Степной еж

Сайгак

«Кто ухаживает за животными»

1. Каких животных вы знаете?

2. Какие дикие, а какие домашние?

3. Где они живут?

4. Есть ли у вас дома животные?

5. Кто за ними ухаживает?

6. Просмотр изображений животных.

7. Загадки про животных.

«Любимые животные калмыков»

«Животные нашей степи»

1. Назовите животных, обитающих в Калмыкии?

2. Ваши любимые животные?

3. Чем они питаются?

4. В чем их сходство?

5. Народная игра «Верблюд и верблюжонок»

6. Просмотр фотографий животных в степи.

«Калмыцкие народные танцы»

1. Какие калмыцкие танцы вы знаете? (чичердык, ишкимдык,товшур, шарка-борха и др.)

2. Где вы видели исполнение этих танцев?

3. Любят ли танцевать в вашей семье?

4. Что означает танец «Чичердык»? Какой это танец (тряска). Танец быстрый, подвижный, танцуют парами.

5. Знаете ли вы, что каждый танец отличается друг от друга, особенно движениями ног.

6. Просмотр выступления ансамблей «Ойраты» и «Тюльпан»

«Городской транспорт»

1. Какой транспорт вы знаете?

2. На каком транспорте вы добираетесь до детского сада?

3. Каким транспортом можно добраться в другой город?

4. Стихи о транспорте.

Фотографии транспорта.

«О названиях улиц»

1. Какие улицы нашего города вы знаете?

2. Главная улица города – улица Ленина

3. Улица Пушкина.

4. Проспект О. И. Городовикова.

Рассмотреть фотографии.

«Золотые ворота»

1. Что такое «Золотые ворота»

2. Где расположены ворота в городе?

3. Какую значимость они имеют для своего народа?

Фотографии «Золотых ворот»

«Зеленый наряд города»

(о парке по сезону)

1. Как называется наш парк?

2. Как выглядит парк по данному времени года?

3. Какие растения, насекомые, птицы есть в нашем парке?

4. Как им живется рядом с людьми?

5. Какие памятники есть в нашем парке?

6. Ходите ли вы семьей гулять в парк и как вы там проводите там время?

7. Что делать если ты потерялся в парке. Для чего нужно знать свое имя, фамилию и адрес?

Показ фотографий «Городские памятники»

«Вода в степи»

1. Нужна ли вода в степи?

2. Откуда она берется?

3. Почему нужно ценить и беречь воду?

4. Будет ли степь зеленой без воды?

Рассматривание иллюстраций.

«Про Элистинку, Колонский пруд и Волгу»

1. Какие водоемы Калмыкии вы знаете?

2. Чем отличаются реки, пруды, озера и моря?

3. Какие растения растут возле водоемов?

4. Почему нужно беречь воду?

5. Назовите жителей водоемов.

6. Можно ли отдохнуть возле воды? (пруд, море, рыбалка)

Рассмотрение и обсуждение, сравнение изображений водоемов.

Подвижная игра «Море, суша».

«День рождения города»

1. Когда мы отмечаем день рождения города?

2. Где проводится этот праздник? (Площадь Победы)

3. С чего начинается праздник? (Шествие, концерт, конкурсы, праздничный салют)

4. Рисунок «Праздничный город»

«Интересные места города»

1. Как называется наш город?

2. Ваши любимые места в городе?

3. Достопримечательности нашего города. (музеи, театры, памятники, фонтаны)

4. Чтобы вы хотели видеть в нашем городе? (цирк, зоопарк и т. д.)

5. Просмотр фотографий «Городские здания», «Скульптуры»

6. Атлас интересных мест города (работа с родителями)

«Птицы нашего города»

1. Каких птиц вы знаете?

2. Где они живут, чем питаются?

3. Надо ли оберегать птиц, заботиться о них?

4. Как им помочь пережить зиму?

Рассматривание фото и наблюдения за птицами.

«О журавлях»

1. Как выглядит журавль?

2. Где они живут, чем питаются?

3. Где зимуют журавли?

Рассматривание фотографий.

«Степные птицы»

1. Каких степных птиц мы знаем?

2. Чем они питаются?

3. Приспособлены ли степные птицы к нашей зиме?

Чтение произведения «Разоренное гнездо». Отрывок «Лебеди» Д. Кугультинов.

Публикации по теме:

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета» Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»Цель: закреплять знания детей.

Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возрастаКартотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста Игры на свежем воздухе зимой не только доставляют детям большую радость, но и приносят неоценимую пользу для здоровья. Всем известны.

Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2 Во время прогулок желательно использовать не только подвижные игры, но и более спокойные созидательные, например ВЕСЕЛОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Лепить.

Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 3Картотека зимних забав с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 3 ХУДОЖНИК Снежные просторы можно сделать разноцветными. Для рисования на снегу понадобится несколько пластиковых бутылок с водой, подкрашенной.

Конспект занятия по региональному компоненту «В гости к нам пришёл Незнайка!» (средняя группа) Задачи: -Формировать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку); - развивать способности чувствовать красоту природы своей.

Презентация по региональному компоненту «Виртуальная экскурсия по Кенозерскому национальному парку» В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 1 СЕНТЯБРЬ Составление рассказов на тему "Где мы отдыхали летом" Цель. Предложить детям с опорой на семейные фотографии рассказать о летнем.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ Беседа «Прокопьевск — прежде и теперь» Цель. Учить детей сравнивать то, как выглядели уголки города, различные предметы в прошлом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека бесед по региональному компоненту с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2021 в 10:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека бесед по региональному компоненту с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шитикова (УИ 278623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД