МААМ-картинки

Картотека бесед по музею

Анна Митешова
Картотека бесед по музею
▼ Скачать

Картотека бесед по музею.

В 2020 году на базе МАДОУ в пгт. Селенгинске, Кабанского района, Республика Бурятия был создан музей.

Экспонаты в нем сделаны собственными руками из подручных средств и разнообразных материалов. Так в музее появились обитатели мезозойской эры – высокий, почти под потолок, тираннозавр и мощный, с тремя рогами-выростами на морде, трицератопс. Зал оформлен в едином стиле.

Публикация «Картотека бесед по музею» размещена в разделах

Еще один зал необычного музея посвящен космической тематике: «Перед ребятами открывается огромная Вселенная с множеством звёзд, где есть и наша Солнечная система, и маленькая планета Земля.

А еще в музее есть куклы в национальных костюмах и флаги этих государств. Макет Красной площади, планы знаменитых исторических сражений: «Ледовое побоище», Полтавская битва, Бородинское сражение и взятие Рейхстага. Рядом на стене - портреты прославленных полководцев Михаила Кутузова, Александра Суворова, Георгия Жукова.

«На карте России – города и их основные достопримечательности. Дальше – Бурятия, Байкал, русская изба и бурятская юрта.

Предоставляю несколько бесед по определенным темам:

Беседа

Тема: «Вселенная»

ЦЕЛИ: Сформировать у детей понятие о «космос», «вселенная»; выяснить что собой представляет Вселенная; ввести понятие «звезды», «галактика» воспитывать убеждение коллективного труда для достижения цели.

Расширять представление детей о космических полетах; познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой. Познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос (Ю. Гагарин); познакомить с первой женщиной полетевшей в космос (В. Терешкова); воспитывать интерес к профессии космонавта; подвести детей к пониманию того что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и храбрый человек; воспитывать в детях гордость за свою страну и любовь к Родине.

Неизвестная Вселенная.

Что мы можем увидеть ночью и днем в небе? Солнце, звезды, луну :все это находиться в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», «Вселенная» -это все, что существует. Земля – часть Вселенной, также как и Солнце, Луна и все другие планеты.

Ученые используют телескопы и ракеты для изучения Вселенной. Они смогли доказать, что Солнце- это звезда, она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. От Солнечного тепла и света не зародилась бы жизнь на Земле.

Первые животные в космосе.

А вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Но не каждая собака подходила для полетов. Она должна быть маленькой. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для полета в космос. Их тренировки и осмотр проходили каждый день. Лучшая из пород была: лайка. А 9 августа 1960 году с космодрома Байконур в космос полетели собаки по кличке Белка и Стрелка. Они прошли все испытания. По телевиденью показали кадры полета собак. Было хорошо видно, как они летают в невесомости. 20 августа собаки вернулись на Землю.

Первый космонавт на Земле.

12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Это праздник для космонавтов. Космонавты – это люди которые летают в космическое пространство на ракетах. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин наш соотечественник. Когда Ю. А. Гагарин полетел в космос, вся страна следила за его полетом, вся страна волновалась и переживала за него. Его полет и благополучное приземление произвели большое впечатление на всех жителей планеты. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоили звание Героя Советского Союза. За ним в космос летало много космонавтов и среди них были женщины. И это опять наша соотечественница первая в мире женщина – космонавт Валентина Терешкова.

И сейчас для полета в космос строят ракеты и готовят космонавтов со всех стран. Это очень тяжелая и трудная работа ведь космонавт испытывает на себе огромные нагрузки при тренировках. Там в космосе космонавты выполняют опыты, эксперименты и ведут наблюдения.

Космонавт – это интересная, увлекательная и очень опасная профессия.

БЕСЕДА.

ТЕМА: Этапы становления Земли.

ЦЕЛИ: Дать представление о том, как появилась и развивалась планета Земля. Как на ней зародилась жизнь, первых людей и континентов. Формировать у детей чувства бережного и ответственного отношения к Земле. Расширять представления о планете Земля, развивать воображение

Как она появилась.

Когда –то нашей вселенной не было, была только космическая пыль и обломки метеоритов. Но вдруг все закружилось, завертелось и из космических обломков и пыли появились планеты и среди них наша планета Земля. Она была холодной, без кислорода, воды и зелени. Просто кусок камня. На нее падали метеориты, взрывались вулканы.

Прошло время: появилась вода первая жизнь, микроорганизмы. Они развивались расширяя ореол обитания. С водой и появились водоросли они стали употреблять углекислый газ перерабатывая его в кислород. С появлением кислорода и воды появился защитный слой от радиации небо. Этих три условия дали толчок к появлению червей, ракообразных и медуз. Затем появились стрекозы, рыбы, мелкие ящерицы и небольшая зелень. Эволюция не стояла на месте,и появились гиганты динозавры, они делились на три группы которые летали, плавали и ходили по земле. Одни ели траву, другие рыбу и мясо.

Катастрофа и новый вид.

И существование динозавров закончилось, упал большой метеорит, дым от пожаров и вулканов закрыл Землю от солнтца. Земля остыла покрылась льдом и снегом наступил ледниковый период. В это время появился новый вид животных – млекопитающие. Это крупные животные покрытые плотно шерстью и выдерживающие холода. Так же параллельно развивался человек: из «волосатого» похожего на обезьяну человека, который ел сырое мясо. Он научился добывать огонь, охотиться, рисовать, шить одежду из шкур зверей, строить дома.

Заключение.

Прошло много время но этапы развития человека не закончились: мы продолжаем развивать себя во всех сферах жизни.

БЕСЕДА.

ТЕМА: Великие сражения России.

ЦЕЛЬ: Воспитывать детей как патриотов своей Родины, знающих ее историческое прошлое. Расширять знание о битвах. Развивать у детей чувства гордости за свой народ. Воспитывать у детей чувства патриотизма в процессе просмотра иллюстраций и макетов.

Ледовое побоище.

Также битва на Чудском озере — битва, произошедшая на льду Чудского озера в субботу 5 апреля по юлианскому календарю (12 апреля григорианскому календарю) 1242 года с участием ижоры, новгородцев и владимирцев под предводительством Александра Невского, с одной стороны, и войсками Ливонского ордена — с другой.

Является одним из Дней воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) (отмечается 5 (18) апреля).

Полтавская битва.

Генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Битва состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года (28 июня по шведскому календарю) в 6 верстах от города Полтавы (Русское царство). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате победы в Северной войне, к концу господства Швеции в Европе.

10 июля является Днём воинской славы России — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении.

Бородино.

Бороди нское сраже ние, или Бороди нская би тва (во французской истории — битва у Москвы-реки, — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км к западу от Москвы.

В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. На следующий день главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.

После сражения обе стороны претендовали на победу, однако в целом ни одна из сторон не добилась решительных желаемых результатов.

Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений.

Штурм Рейхстага.

Штурм Рейхста га — боевая операция частей Красной Армии против немецких войск по овладению зданием германского парламента. Проводилась на завершающем этапе Берлинской наступательной операции с 28 апреля по 2 мая 1945 года

Днём 27 апреля задача по овладению рейхстагом была поставлена перед 11-м гвардейским танковым корпусом 1-й гвардейской танковой армии. Однако в последующие сутки танкистам не удалось её выполнить из-за сильного сопротивления немецких войск.

Действующая в составе 1-го Белорусского фронта 3-я ударная армия под командованием В. И. Кузнецова первоначально не предназначалась для штурма центральной части города. Однако в результате семидневных ожесточённых боёв именно она 28 апреля оказалась ближе всех к району рейхстага.

БЕСЕДА.

ТЕМА: Русская изба.

ЦЕЛИ: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Познакомить детей с избой, с предметами старинного русского быта. Развивать связную монологическую речь. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Русская изба.

В русской избе жили наши предки много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было от жизни. Раньше на Руси строили дома из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. В избе главным была печка. Она обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду. Печка занимала большую часть дома, складывали ее из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник.

В избе стоит разная утварь, ее делали своими руками. Самыми главными и нужными были:

Самовар: За ним собиралась вся большая крестьянская семья. Он стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Прялка: Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. Из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Чугунок: В нем готовилась еда.

И еще много разных предметов и вещей которые были нужны нашим предкам.

БЕСЕДА:

Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.

Задачи:

1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.

2. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.

3. Формировать у детей интерес к культуре бурятского народа

4. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.

5. Дать представление о празднике «Сагаалган»

История

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбускоготумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.

Где живут

Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические групп.

Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами — буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ, которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.

Еда

В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло.

В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни — копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.

Одежда

У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл — вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу — маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие. Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.

В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.

Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.

Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.

В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершиедэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.

Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.

Жизнь

Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.

Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.

Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.

Праздник.

Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю — праздник Белого месяца под названием Сагаалган.

По традиции буряты приглашают близких соседей на свежину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.

Публикации по теме:

Фотоэкскурсия по Музею-заповеднику в Щелыково (продолжение)Фотоэкскурсия по Музею-заповеднику в Щелыково (продолжение) Фото экскурсия по Музею-заповеднику в Щелыково. (продолжение).Лариса Гацко. Блог. Русская глубинка… Хороводы березок, царственные ели, загадочные.

Фотоотчет «Подарок краеведческому музею от ребят детского сада»Фотоотчет «Подарок краеведческому музею от ребят детского сада» «Крепыш» Недавно дома я наткнулась на шерстяной коврик вытканный с портретом Ленина. Этот коврик времен Советской эпохи. И я считаю –это.

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет» 1.«Животные – наши друзья». Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. Ход беседы: Педагог.

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета» Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»Цель: закреплять знания детей.

Картотека бесед в старшей группе Беседа «Правила для дежурных» Цель: напомнить детям, как накрывать на стол, учить действовать последовательно и аккуратно, обсудить важность.

Фото экскурсия по музею-заповеднику в Щелыково (часть первая)Фото экскурсия по музею-заповеднику в Щелыково (часть первая) Моя фото экскурсия по Музею - заповеднику в Щелыково. (часть первая)Лариса Гацко. Блог. Мелькает день за днём И вот уж август. Ещё совсем.

План-конспект «Виртуальное путешествие по краеведческому музею города Моздока» в старшей группе Задачи: • продолжать знакомить с историей возникновения родного города; • познакомить с предприятиями города; • закреплять знания о символике.

Экскурсия по парку-музею А. К. Толстого города Брянска. Фоторепортаж (часть первая)Экскурсия по парку-музею А. К. Толстого города Брянска. Фоторепортаж (часть первая) часть 2Экскурсия по парку-музею А. К. Толстого г. Брянска Дорогие коллеги и друзья, доброе время суток! Сегодня я хочу вас познакомить.

Экскурсия по парку-музею имени А. К. Толстого города Брянска. Фоторепортаж (часть вторая)Экскурсия по парку-музею имени А. К. Толстого города Брянска. Фоторепортаж (часть вторая) часть 1 Экскурсия по парку-музею имени А. К. Толстого г. Брянска (часть вторая) Дорогие друзья, здравствуйте! Продолжаем экскурсию по.

Экскурсия по мини-музею «Пуговица»Экскурсия по мини-музею «Пуговица» Экскурсия по мини — музею «История пуговицы» Задачи: Дать детям знания детей об истории возникновения и создания пуговиц Закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека бесед по музею
Опубликовано: 19 января 2022 в 17:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека бесед по музею» (включая файлы) размещена пользователем Анна Митешова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД