Анастасия Марьина
Картотека артикуляционных сказок по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : Школа. Школьные принадлежности.
Жила – была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям, потому что при её появлении каждый восклицал: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса! Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! Решила она принарядиться. Зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпу (маляр). Но все, кто её видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку (маляр). Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло (щеки и зубы). Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым. И нашей Кляксе захотелось сходить погулять. Взяла она желтой краски и окрасилась в яркий солнечный цвет (маляр). Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: «Какая желтая клякса! Как блин!» (лопатка). В это время пролетала (часики) сова – мудрая голова. Сова не узнала Кляксу и сказала : «Здравствуйте, дорогая и красивая незнакомка! Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.
Публикация «Картотека артикуляционных сказок по лексическим темам» размещена в разделах
Артикуляционная гимнастика «Учебная»
(см. приложение)
Лексическая тема : Огород. Овощи.
Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку. Копает зайчик землю, да песни распевает, а мимо белка скачет, где – то грибок засушенный нашла. Удивилась белка, похвалила зайца и совет дала: только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. Только белка ушла – медведь идет, банку с вареньем несет. Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает.
- Смотри рассаду не съешь. А я после прейду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый. Заяц дальше копает, песенки поет (а-о-э-у-и). А перед самым вечером волк идет чашку несет.
- Ой, заяц, какой ты молодец! До чего додумался. Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи капался заяц, а на утро еще и мостик сделал (горка). Чтобы удобнее было воду для поливки носить. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал. А когда осень наступила, все увидели, что капуста на славу уродилась. Срезал заяц капусту, сложил её, получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут.
Лексическая тема : Грибы.
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (Чашечка, отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек» - холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»). Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов (грибок).
Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор.» и т. д. (часики.) Набрав полную корзину грибов (чашека, язычок услышал звук мотора ( моторчик - во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону).
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
Лексическая тема : Фрукты.
В одном фруктовом саду росли сладкие яблоки, груши. Что еще могло расти в саду? (ответы детей) и кислый лимон (мимическое упражнение). Они все росли на фруктовых деревьях. Осенью все фрукты собрали и сварили варенье (вкусное варенье). А вечером, когда часы показывали 8 часов (часики) все собирались и пили чай из чашек (чашечка) с вареньем. Потом чистили зубки (почистим зубки) и ложились на свои кроватки (лопаточка).
Лексическая тема : Деревья.
К нам на занятие залетел листочек: «Легкий, воздушный, ветерку послушный».
Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели, качает вправо – влево (часики). А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы)
Лексическая тема : Домашние животные.
Однажды после утренней зарядки язычок присел отдохнуть (лопатка). Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть, язычок задремал. Вдруг он услышал как кто – то мяукает. Язычок наклонился (к подбородку) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его (расческа, но котенку это не понравилось. Он выгнул спинку (горка). Тогда язычок решил его покормить. Он налил котенку теплого молока в миску (чашка). Котенок стал лакать (змейка). Когда молока не осталось, он облизнулся (облизать губы). Язычок решил снова погладить котенка (расческа). Но на этот раз котенок не сердился, выгнул спинку от удовольствия и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с язычком.
Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Мурзиком»
(см. приложение)
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные»
Лексическая тема : «Домашние птицы»
Сказка «Птичий двор» (см. приложение)
Лексическая тема : Животные жарких стран.
Язычок подружился с лошадкой, но вместе они жить не могли. Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга. В зоопарке у язычка появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого – нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык. Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка. Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спинку. Для своих новых друзей язычок приносил лакомства (вкусное варенье). Они были очень рады (улыбка).
Лексическая тема : Дикие животные.
Сказка «Находчивый медвежонок».
Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!
Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).
Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).
«Эй, есть там кто-нибудь!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка», и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.
— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).
Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.
Артикуляционная гимнастика «Дикие животные в лесу»
(см. приложение)
Лексическая тема «Зима»
Артикуляционная гимнастика «Зима» (см. приложение)
Лексическая тема : Зимующие птицы.
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него. Испугался он, хотел обратно залезть в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке. Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробышек и громко заплакал. Проползала мимо змейка
-Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда выпал
- Я бы рада тебе помочь, но у меня рук нет. Иди по тропинке, найдешь там помощь. Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Навстречу ему лягушонок (улыбка). Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама – воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Все вместе горюют, а придумать ничего не могут. Слышат, стучит дятел. Позвали его, совета спросить. Дятел подумал и сказал : там, на поляне ребятишки в футбол играют, позови их, и они тебе помогут. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил.
Лексическая тема : Зимние забавы.
Однажды в зимний день язычок выглянул в окошко (открыть рот, высунуть язык, удержать под счет до 5) и очень удивился (округлить губы). Все вокруг – и скамейки, и качели, и дорожки – было укрыто белым снегом. Он улыбнулся (улыбка, посмотрел вверх на солнышко, потом вниз на снежок (качели) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку, потом другой (надуть правую щеку, и наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (пя-пя-пя). Когда снеговик был готов, язычок посмотрел по сторонам (часики) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговицы и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом другой, из морковки получился длинный нос (иголка). Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигивание). Вот какого снеговика слепил.
Лексическая тема : Одежда.
Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям (лопаточка).
Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть:«Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!
Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку (Маляр). Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!» (лопаточка). Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку (маляр). Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым (Почистим зубки).
И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет (маляр).
Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто её встречал говорил ей: «Какая красивая, желтая Клякса!»
Лексическая тема : Посуда. Продукты питания.
Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял тарелку (лопатка) и стал замешивать тесто (пропускать язык между зубами назад – вперед). Когда тесто было готово язычок, стал лепить пирожки (пирожок). Внутрь каждого пирожка он положил малиновое варенье (вкусное варенье). Вдруг кто-то постучался в дверь (произнести «т-т-т»). Это пришли гости к язычку: мишутка (надуть щеки, зайка - попрыгайка (пощелкать языком, волчок - серый бочок (оскал). Усадил язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем (чашечка) с пирожками (пирожок).
Прекрасная Обжорка.
Гусеничка - Обжорка всё время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в её поле зрения: и листочки, и веточки, и цветочки и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон (Хоботок).
Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ (Улыбочка).
И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
— Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, — сказала гусеничка. — Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон (Лопатка –Иголочка). Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела. Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона (Почистим зубки). Затем Обжорка немножко посердилась (Киска сердится, свернулась катушечкой и сладко уснула (Катушка). Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях (Качели). В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.
Артикуляционная гимнастика : «Посуда»
(см. приложение)
Артикуляционная сказка «Колобок»
(см. приложение)
Лексическая тема : Дом. Мебель.
Из – за постоянной сырости, язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом. Для этого он сначала открывал одну дверь – губы, вторую дверь – зубы. Потом язычок красил потолок (маляр, стены (щеки). Выполнив эту работу, он все мыл
(чистим верхние и нижние зубы).
Лексическая тема : Семья.
Этот маленький дружок – твой веселый язычок
Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай, перед зеркалом шутя!
Вот проснулся язычок и выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула розовая кошка.
Расстелил половичок на крылечке язычок,
Взял он клещи, взял топор и пошел чинить забор.
Д-д-д- стучит молоточек
Т-т-т- вот забит гвоздочек
Светит солнышко с утра - в гости к тетушке пора.
Тетушка щечка племянничка ждет,
Блинчики с маком к обеду печет
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
На лошадке по дорожке скачет язычок,
И копытами лошадка – цок, цок, цок
В горку медленно идет, а с горы стрелой несется
Тетушка племянничка весело встречает
Чай ему с вареньем тут же предлагает
Ах, какое сладкое, вкусное варенье
Да и каша манная просто объедение
Ням-ням-ням.
Лексическая тема : День Защитника Отечества.
Артикуляционная гимнастика «Спортивная»
(см. приложение)
Лексическая тема : Транспорт.
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики, то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда (чашечка, мимо стройных берез (грибок). дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.
Артикуляционная гимнастика «Транспорт»
(см. приложение)
Артикуляционная сказка «Приключение машинки»
(см. приложение)
Лексическая тема : Наш город. Мой дом, моя улица.
Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт).
Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!» (вдох через нос - «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза).
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол (футбол). Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит (загони мяч в ворота).
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! (качели)
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного серого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк (индюк).
Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку (месим тесто).
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик (блинчик).
Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать (вкусное варенье)
Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка (чашка).
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном Язычок пошёл умываться и правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки (почистим зубки).
После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем! (рот закрыть, имитировать полоскание рта).
Лексическая тема : «Весна»
Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка (см. приложение).
Лексическая тема : Насекомые.
Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровке, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые вокруг стали над ней смеяться. Даже солнышко скрылось за тучки. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку свое личико, и они стали улыбаться друг другу.
– Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно много трудиться.
-Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило ей книжку. Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. На картинках она увидела : лопатку, чашечку, лошадку, грибок, гармошку. Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.
- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку. Они попили чай с вареньем и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.