Юлия Васильева
Карта обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ
Диагностические карты обследования, составленные Васильевой Ю. В., разделены на три блока: для детей с ОНР от 2 до 4 лет, для детей с ОНР от 4 до 7 лет, для детей с ЗПР от 3 до 7 лет.
Данные карты дают возможность проследить динамику развития неречевых и речевых психических функций ребенка на протяжении всего периода посещения логопедической группы или группы с ЗПР.
Публикация «Карта обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Задания в картах по каждому разделу соответствуют возрастной норме, поэтому легко отследить проблемы в развитии.
Карта обследования детей с ОНР от 2 до 4 лет
Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ
Карта обследования ребенка
раннего и младшего дошкольного возраста
(от 2 – 4 лет)
( Составители: Ю. В. Васильева)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения, возраст ___
Национальность (отметить, если есть документ) ___
Домашний адрес ___
Из какого д/с поступил ___
(№ детского сада, район)
Дата поступления в речевую группу___
Решение медико-педагогической комиссии от ___
Протокол № ___ принят на срок ___
Диагноз медико-педагогической комиссии ___
___
___
Дата заполнения речевой карты ___ логопед ___
Решением РМПК от ___
Выпускается с ___ речью
в ___(тип школы, д/сада)
Ответственный за выпуск ___
Члены РМПК ___
(фамилии логопедов) ___
___
Анамнез
Мать ___
возраст при рождении ребенка
Отец ___
возраст при рождении ребенка
Наследственные заболевания ___
Наличие нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___
___
___
Данные о речевых нарушениях родителей и родственников ___
___
От какой беременности ребенок ___
Протекание беременности (токсикоз первой половины, второй половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)
___
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные___
___
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___
___
Когда закричал ребенок ___
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ___
___
Вес и рост при рождении ___
Вскармливание (когда принесли кормить) ___
Как взял грудь ___
Как сосал ___
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ___
Грудное вскармливание до ___
Когда выписались из роддома___
Если задержались, то почему ___
___
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать головку ___(в норме с 1,5 месяцев)
Когда стал сидеть ___ (в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить ___ (в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы ___ (в норме с 6-8 мес.)
К году зубов ___
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До 1-го года ___
___
___
После 1-го года ___
До 3-х лет ___
После 3-х лет ___
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)___
Раннее речевое развитие
Гуление ___
Лепет ___(в норме 4-8 месяцев)
Характер лепета ___
Первые слова с ___(в норме около 1-го года)
Первые фразы с ___(в норме от 1,5 – 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___
Использование жестов ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным, постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)___
___
Занимались ли с логопедом, с какого возраста___
Результаты логопедической работы ___
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдений за ребенком в процессе обследования.
2 года 3 года
Общительность
Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают.
Особенности внимания
Устойчивое, неустойчивое Устойчивое, неустойчивое
Характер игровой деятельности
Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,
со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,
фантазирует – подражает, ладит – обижает,
играет по правилам – нет. Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,
со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,
фантазирует – подражает, ладит – обижает,
играет по правилам – нет.
Индивидуальные особенности
2. Состояние слухового внимания
2 года 3 года
Дифференциация звучащих игрушек (Покажи, какая игрушка звучала)
Бубен
Погремушка
Дудочка
Определение направления звука (звучащей игрушки)
Вверху
Внизу
Слева
Справа
3. Исследование зрительного восприятия
2 года 3 года
- Восприятие величины
(Не соотносит, соотносит,
обозначает словом) :
большой – маленький;
- Восприятие цвета
(не соотносит, соотносит,
обозначает словом);
Красный
Синий
Желтый
Зеленый
Черный
Белый
- Восприятие формы:
Различение основных
геометрических фигур:
Подобрать картинку по образцу
Круг
Треугольник
квадрат
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
2 года 3 года
- Ориентировка в пространстве:
Вверху – внизу
Впереди – сзади
- Складывание разрезных
картинок (из 2-х – 3-х частей)
- Складывание фигур из палочек
по образцу (2 – 4 палочки)
5. Состояние общей моторики
2 года 3 года
Пройти по дорожке, нанесенной мелом по полу.
Перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см.
Медленно покружиться на месте.
Бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы.
Поймать брошенный мяч.
Подпрыгнуть на двух ногах на месте.
Выполнить наклоны вперед и в стороны.
Пробежать 3 – 4 раза между 2-мя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см друг от друга.
Перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу.
Пройти по положенному на пол шнуру.
Прыгнуть в длину с места.
Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).
Нормальная моторика;
нарушения моторики:
моторная напряженность,
скованность движений,
нескоординированность движений,
неловкость и др.
6. Состояние ручной моторики.
2 года 3 года
- «Покормить» куклу.
- Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.
- Уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
- Расстегивать, застегивать пуговицы.
- Уметь держать карандаш.
- Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.
- Рисовать круг, тело человека.
- Складывать крупную мозаику.
Объем движений Полный - неполный
Переключае-мость Своевременная
Замедленная
Отсутствует
Сопутствую-щие движения Есть
Нет
Наличие
леворукости Да
нет
II. Исследование фонетической стороны речи.
Воспроизведение звукоподражаний
2 года 3 года
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а.
Ребенок плачет : уа.
Поезд гудит: у-у-у.
Ослик кричит: иа.
Мышка пищит: пи-пи-пи.
Собака лает: ав-ав-ав.
Заблудились в лесу: ау.
Кошка мяукает: мяу.
Исследование звукослоговой структуры слов
2 года 3 года
Повторить за логопедом
(отраженно) слова, отметить максимальное количество слогов
правильно воспроизведенных слов.
Дом
Каша
Молоко
Состояние звукопроизношения
2 года 3 года
Гласные
Согласные:
П-б- м
В-ф
Т-д-н
К-г-х
Й
Свистящие
Шипящие
Аффрикаты
Л-л»
Р-р»
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
2 года 3 года
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.)
- Челюсти.
- Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
- Твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
- Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
- Язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
Состояние речевой моторики
2 года 3 года
Мимические движения:
Поднять брови (удивиться)
Нахмурить брови (рассердиться)
Прищурить глаза
Надуть – втянуть щеки («Толстячок» - «Худышка»)
Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.
Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию) :
- Губы – «улыбка» – «трубочка»
- Язык –
«лопата»
«иголочка»
«качели»
«маятник»
- Мягкое нёбо – широко открыть рот и зевнуть.
1. Наличие или отсутствие
движений.
2. Тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный).
3. Темп движений (нормальный, быстрый, медленный).
4. Переключение от одного движения к другому.
5. Объем движений (полный, неполный).
6. Точность движений.
7. Длительность (способность удерживать губы, язык в заданном положении).
8. Замены движения.
9. Добавочные и лишние движения.
Состояние дыхательной и голосовой функции
2 года 3 года
Тип неречевого и речевого дыхания:
ключичное, грудное, диафрагмальное и др.
Объем речевого дыхания:
нормальный, недостаточный.
Частота речевого дыхания:
в норме, учащенное, замедленное
Продолжительность речевого дыхания:
в норме, укороченное.
Характеристика голоса:
Громкость:
нормальный, тихий, чрезмерно громкий.
Тембр голоса:
не нарушен,
наличие носового оттенка, хриплый и др.
Атака голоса:
мягкая, твердая
Модуляция голоса:
наличие или отсутствие монотонности.
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
2 года 3 года
Темп:
нормальный, быстрый, медленный.
Ритм:
нормальный, аритмия.
Паузация:
правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки.
Употребление основных видов интонации:
повествовательной, вопросительной, побудительной.
III. Исследование фонематической стороны речи
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
2 года 3 года
Стол – стул
Папа – баба
Точка – дочка
Косы - козы
Горка – корка
Миска – мишка
2. Показать собачку, когда она
зарычит: р-р-р
IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
2 года 3 года
- Понимание конкретных существительных (показать по инструкции логопеда предметы,
- Понимание обобщающих слов
(с 3-х лет)
(выбрать
предметы или
картинки по
названным
темам). Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Мебель
Овощи
Фрукты
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт
- Показать части
предметов Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги
Части стула: спинка, сиденье, ножка
Части машины: руль, колеса, кабина
- Понимание действий: показать на картинках Девочка спит
Девочка играет
Девочка рисует
Девочка ест и т. д.
- Понимание действий: выполнить поручения по речевой инструкции «Дай куклу»
«Покорми куклу»
«Посади куклу»
и др.
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:
2 года 3 года
Показать на картинках :
Чашка – чашки
Гриб - грибы
Кукла – куклы
Мяч - мячи
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за.
2 года 3 года
Положи мячик в коробку
Положи мячик на стол
Положи мячик под стол
Положи мячик за коробку
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
2 года 3 года
Показать на картинках :
Дом – домик
Ложка – ложечка
Мяч – мячик
Кукла - куколка
V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2 года 3 года
Есть речь или отсутствует, лепетная речь, однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение, фразовая речь.
2. Активный словарь.
2 года 3 года
- Назвать предметы, картинки по темам :
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Мебель
Овощи
Фрукты
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт
- Глагольный словарь: назвать, что делает мальчик, по картинкам
Мальчик ест
Мальчик спит
Мальчик играет
Мальчик рисует
Мальчик пьет
Мальчик гуляет и т. д.
- Прилагательные: назвать по картинкам
Цвет
Величину
Вкус
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи) :
2 года 3 года
- Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
Стол – столы
Мяч - мячи
Кукла – куклы
Рука – руки
Шар – шары
Глаз – глаза
- Употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога: «Назови, что ты видишь на картинках» (предъявляются предметные картинки);
Мяч – «Вижу мяч»
Кукла -
Дом -
Собака -
- Употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам) :
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? - Мамы.
Это машинка кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца.
- Согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать цвет предметов) :
Шар – красный
Карандаш – синий
Машина – красная
Чашка - синяя
- Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами) :
На
В
Под
за
- Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам)
Стол – столик
Нос - …
Дом - …
Ложка - …
Кукла - …
Кровать - …
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
2 года 3 года
Логопедическое заключение.
___
Дата ___ Логопед ___
Консультации врачей-специалистов
ЛОР:___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Невролог: ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Психиатр ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Педиатр ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Дневник логопеда /начало учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___
Дневник логопеда /середина учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___
Дневник логопеда /конец учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___