Виктория Переходова
«Карлсон в гостях у детей». Конспект НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Карлсон в гостях у детей»
Свойства воздуха
Программное содержание: расширять представления о воздухе как о природном объекте (воздух есть везде. Не видим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий и т. д.) и его значение для всего живого. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым.
Материал: пластиковые стаканчики, вода, трубочки, бумага, сахар, чеснок, корка апельсина, глобус, три круга – голубой, зеленый, прозрачный.
Ход НОД.
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Воспитатель: что находится вокруг нас? (столы, игрушки, книги и т. д.)
Публикация «„Карлсон в гостях у детей“, Конспект НОД в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Воспитатель раздает детям по листу бумаги и предлагает помахать перед собой. Что вы почувствовали? (Это движется воздух). Значит, что же находится вокруг нас? (воздух).
Отгадайте загадку: без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер).
В группу вбегает Карлсон.
Воспитатель: кого к нам ветром занесло?
Карлсон : меня – самого красивого и доброго Карлсончика. Я к вам в гости прилетел.
Воспитатель: у нас с ребятами исследование, если хочешь оставайся с нами и узнаешь много нового и интересного.
Карлсон : я и так все знаю!
Воспитатель: посмотрим! Сегодня мы поговорим о воздухе. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет). Значит, воздух какой? (бесцветный, невидимый)
Карлсон : какой такой воздух, где вы его увидели?
Воспитатель6 возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты почувствуешь? (ветерок дует). Ребята, что это за ветерок? (Это воздух движется). Скажите, а у воздуха есть запах? (Запаха у воздуха нет).
Карлсон : а вот и есть. Я всегда чувствую когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.
Воспитатель: дети верно сказали! Воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Карлсон, мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином). Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? (это запах идет от корки).
Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.
Воспитатель: вы чувствуете запах? Чем пахнет? (чесноком). Запах дошел до нас. Значит запах передается по воздуху. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (нет). Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом, и мы их чувствуем).
Карлсон : а я в тарелочках у вас вижу сахар, я очень люблю сладкое, угостите?
Воспитатель: мы сахар приготовили для того, чтобы проверить есть ли в нем воздух. Присаживайтесь ребята за столы. Возьмите по кусочку сахара и аккуратно бросьте его в воду. Что произошло? (сахар утонул, из него вышли пузырьки). Это значит, что в кусочке сахара есть воздух.
Как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте. Опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
Карлсон : я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря!
Дети: пузырьки появились.
Воспитатель: откуда они взялись? (мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками, внутри нас тоже есть воздух? (да).
Воспитатель: а теперь возьмите маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть? (ничего нет, они пустые). Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? (нет). Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает? (в маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место).
Карлсон : вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нем, оказывается есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.
Воспитатель: ребята, скажите, а что тяжелее – вода или воздух? (вода тяжелее). Как это проверить? (дети предлагают свои варианты).
Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит? (он не тонет). Почему? (потому что воздух легче воды). А сейчас подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? (выделяет пузырьки). Почему они не тонут? (потому что воздух легче воды). Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему? (человеку нужно дышать).
Карлсон : подумаешь воздух, Я легко могу обойтись без воздуха. Зачем он нужен!
Воспитатель: давайте проверим: может быть Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать). А теперь ты, Карлсон, сделай то же. Мы вместе посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.
Карлсон : (зажимает нос, не дышит, ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и правда жить не возможно!
Воспитатель: скажите, кто не может жить без воздуха? (люди, животные, растения). Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?
Карлсон : ну и вопрос! Конечно не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.
Воспитатель: ребята, давайте немного отдохнем и поиграем.
Физминутка «Ветерок»
Дует ветер с высоты, гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны)
Вправо-влево, влево-вправо, клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте (прыжки на двух ногах)
Выше! Веселей! Вот так! Переходим все на шаг! (ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
Воспитатель: И так, ребята! Воздух находится везде и его очень много. Часто воздух, который окружает землю, называют воздушным океаном. Сколько всего океанов на земле? (четыре). А пятый – воздушный океан. Он окружает Землю. Поднимается вверх на сотни километров, очень-очень высоко. Давайте рассмотрим наш глобус. Посмотрите, чего на Земле больше – воды или суши? Вот два круга. Какой из них мы возьмем, чтобы показать сушу? (зеленый). Почему? (он меньше, чем синий). Второй круг – синий, это вода на Земле. А это третий круг. Что он показывает? (ответы детей). Да, он показывает, сколько на Земле воздуха. Его больше или меньше, чем воды? А чем суши? (ответы).
Положите три круга друг на друга: сначала самый большой. Что он будет обозначать (воздух, затем поменьше и самый маленький. У всех получилось? Вот теперь видно, чего больше, а чего меньше.
Да, воздушный океан самый большой. Без воздуха мы не смогли бы жить на нашей планете, не было бы растений и животных. Чистый воздух помогает человеку сохранять здоровье. Надо беречь наш воздух!
Воспитатель: давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха – только передает чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным и растениям. Воздух надо беречь.