Алина Чупрова
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Моя семья»
ЦЕЛЬ: Формировать знания о своей семье, воспитывать чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать своих родных добрыми делами.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: Фото-коллаж «Я и моя мама», выставка детского творчества «Портрет моей мамы». Развлечение ко дню Матери, чаепитие.
Задачи на неделю с учетом интеграции образовательных областей:
Публикация «Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Планы
- Темочки
Закрепить представления о том, что такое семья, о родственных отношениях в семье, об обязанностях членов семьи; воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку. Поощрять желание выполнять различные поручения. Дать представление о том, что при уменьшении любого числа на единицу всегда получается предыдущее число; упражнять детей в решении задач на установление отношений между величинами. Продолжать развивать представление о последовательности чисел; развивать понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10; учить пользоваться словами до и после; упражнять детей в мысленном объединении предметов в группы на основе выделенных признаков. Поддерживать интерес к своей семье, закреплять желание изображать генеалогическое дерево. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Обогащать речь словами бытового характера. Воспитывать любовь к близким людям, родственникам. Формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное значение пословиц и поговорок. Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства (музыка, живопись, в которых главным является образ женщины- матери. Познакомить детей с приемом скручивания жгутиков из бумажных салфеток, использовании их в аппликации. Учить изменять композицию, расположение цветов в букете, выбирать по своему желанию цвет салфеток и украшение вазы. Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе.
Приветствия, игры для проведения утреннего круга:
Дни нед. Приветствие Групповая деят-ть Обмен информ.
П Рукопожатием И. «Имя моей мамы похоже на…» Беседа о дружной семье
В Комплиментом И. «Бабушка положила в сундук…» Как я помогаю маме.
С Улыбкой И. «Пересядьте все те, кто…» Любимые занятия в моей семье.
Ч Игрушкой П. г. «Моя семья», «1,2,3,4 – я живу в своей квартире» Хочу быть похожим на своих родителей.
П Плечом И. «Подарок» Презентация фотовыставки.
Понедельник, 20.11. 17 Утро: Утренняя гимнастика.
Беседа о дружной семье.
Артикуляционная гимнастика.
Составление и отгадывание загадок о доме, предметах окружения в нем. Д/игра «Расставь мебель по комнатам» - Женечка, Ильяс, Полина. Закреплять умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на геометрические фигуры. Беседа о том, как отмечают праздники в семье.
Внести разнообразные пазлы, головоломки, ребусы, математические задачи. Игра «Расставь мебель по комнатам»
НОД
Развитие связной речи (окр. мир). Беседа «Я и моя семья». М. п. – худ. слово, рассказ воспитателя, беседа по вопросам, игра с мячом, рассматривание иллюстраций, рассказы детей из личного опыта, худ. слово, рисование восковыми мелками, рефлексия.
Фронтальное логопедическое занятие.
Художественно – эстетическое развитие (музыка) по плану педагога.
Прогулка
Наблюдение за солнцем: когда солнце греет сильнее – утром, днем или вечером).
П\и «Мышеловки», «Вокруг домика хожу», «День и ночь».
Помогаем дворнику собирать опавшие с деревьев листья Упражнять в прыжках на скакалке – Влада, Дарина, Кира. Ситуативный разговор о том, что нужно одеваться по погоде. Внесение: игрушки, мячи, скакалки, совки, ведра, веники.
работа п/сном Продолжать формировать умение складывать аккуратно свои вещи, следить за порядком в шкафчике.
Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения.
Д/и «Почемучка», ответы на интересующие детей вопросы. Совершенствовать навыки работы цветными карандашами (закрашивание по форме) – Егор, Даниил, Артем, Максим. С/р игра «Школа», м. п. – рассказы детей из личного опыта, беседа по вопросам, распределение ролей. Внесение атрибутов для с/р игры «Старшая сестра».
Прогулка Наблюдение за птицами. П. и. «Ловишки», «Гуси – лебеди», «Краски». Упражнять в беге наперегонки – Арсений, Маша, Женя Ч., Лиза, Глеб. Предложить помочь полить клумбу – Ваня, Степа, Богдан, Ярослав.
Вторник, 21.11. 17 Утро: Утренняя гимнастика.
Беседа о том, как дети дома помогают мамам.
Чтение по выбору детей.
Д/и «Сравни и назови» (обогащать словарь). Д/и «Один – много» - Катя, Максим, Тимур, Вероника.
Беседа о доброте, воспитываем взаимоуважение к родным и близким. Что это такое? Внесение: д/и «Один-много», «Сравни и назови».
Трудовые поручения: предложить Маше и Лизе помочь протереть полки в центре «Строительство».
НОД
Речевое развитие (ОБЖ) «Опасные ситуации» («Один дома», «Заблудился», «Потерялся»). М. п. - беседа с детьми, рассматривание картинок, повторение своего адреса, имени, отчества родителей, телефона, раскрашивание персонажей из сказок, рефлексия.
Фронтально-логопедическое занятие.
Физическое развитие по плану физинструктора.
Прогулка
Наблюдение за березой (особенности строения, цветения). П. и. «Мышеловки», «Паук в паутине», «Хитрая лиса».
Собрать упавшие с деревьев веточки. Упражнять в метании мешочков – Артем, Инна, Данил, Кирилл. Беседа о том, как нужно одеваться осенью. Внесение: игрушки, мячи, скакалки, совки, ведра, веники, обручи, мешочки.
работа п/сном Продолжать совершенствовать умение помогать взрослому организовывать процесс питания.
Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам.
Театральная студия: фланелеграф «Лисичка – сестричка и серый волк». Развивать цветовосприятие упр. «Радуга» - Вероника, Влада, Артем. Чтение А. Барто «Вовка – добрая душа». Беседа о проявлении сочувствия к близким.
Конструирование из деталей конструктора «Дом, в котором мы живем». Внесение:раскраски, карандаши, краски, кисточки.
Прогулка Наблюдение за почвой: где просыхает быстрее - на песчаной или на глиняной почве. П/ и: «Карусель», «Самолеты», «Вокруг домика хожу». Помочь собрать мусор на участке – Кира, Дарина, Ярослав, Богдан, Степа.
Среда, 22.11. 17 Утро: Утренняя гимнастика. Беседа о любимых занятиях в семье.
Настольные игры «Лото», «Домино, «Мозаика». Д/ игра: «Скажи ласково» - Арсений, Егор, Маша, Глеб, Лиза, Женя Ч. Ведение дневника наблюдений (погода). Внесение: настольные игры, д/и, фломастеры, дневник наблюдений.
НОД
Познавательное развитие (ФЭМП). «Число и цифра 10». М. п. - и /упр. «Назови число», и/упр. «Соберем разноцветные бусы», И\упр. «Сколько осталось?», худ. слово, и/упр. «Мишкина каша», и/упр. «Что сначала, что потом», д/и «Назови соседей», рефлексия.
Речевое развитие. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». М. п. - сюрпризный момент, чтение воспитателем, беседа по вопросам, игра «Охотники и зайцы», пересказы детей, лепка яблок из пластилина, рефлексия.
Художественно – эстетическое развитие (музыка) по плану педагога.
Прогулка
Наблюдение за ветром (сильный, слабый, порывистый). П/и «Мышеловки», «Найди себе пару», «Ровным кругом».
Продолжаем собирать упавшие с деревьев веточки. Упражнять в ходьбе по доске, перешагивая через предметы – Женечка, Ильяс, Катя, Максим. Ситуативный разговор о том, что от ветра зависит температура воздуха. Внесение: игрушки, мячи, скакалки, совки, ведра, веники, обручи, мешочки.
работа п/сном Продолжать формировать умение самостоятельно следить за своим внешним видом и внешним видом других детей.
Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения.
Чтение «Просто старушка» В. Осеевой. Д/и «Какой, какая, какое?» - Тимур, Леша, Вероника, Данил, Инна, Артем. Беседа о том, кто в семье главный. Почему в семье главный папа? Внесение: настольно – печатные игры, д/и, книги, раскраски, карандаши, мелки.
Прогулка Наблюдение за изменениями в природе (признаки осени). П/ и: «День и ночь», «Море волнуется», «Мы-веселые ребята». Игры с песком (самостоятельно). Уборка сухих веточек с участка.
Четверг, 23.11. 17 Утро: Утренняя гимнастика. Беседа о том, почему дети хотят быть похожими на своих родителей.
Игра на воображение «Чем может быть…» Д/игра «Кто внимательный?» - Кирилл С., Кира, Дарина, Ярослав, Кирилл Н., Степа. (Выделять слова, противоположные по смыслу). Ситуативный разговор о том, что мальчики должны уступать девочкам. Внесение: мозаика, шнуровки для развития мелкой моторики рук; для игры на воображение: палочки, трубочки, пуговицы, колечки.
НОД
Познавательное развитие. Конструирование. «Маме закладка для книги». М. п. – худ. слово, рассказ воспитателя, беседа по вопросам, физминутка, рассматривание образца, показ и объяснение воспитателя, изготовление закладки, выставка и презентация работ, рефлексия.
Художественно-эстетическое развитие. Лепка. «Конфетница для мамы».
Физическое развитие по плану физинструктора.
Прогулка
Наблюдение за погодой: отметить, что днем теплее, чем вечером, после захода солнца. П. и. «Паук в паутине», «Ловишка с мячом», «Третий лишний». Трудовое поручение «Подмети дорожку». Упражнять в ходьбе по шнуру – Влада, Кирилл Т., Ваня, Женя, Глеб, Лиза. Ситуативный разговор об одежде осенью. Проведение опыта с летающими и нелетающими семенами (фасолинка и семечко клена). Внесение: игрушки, мячи, скакалки, совки, ведра, веники, обручи, мешочки, атрибуты для опыта.
работа перед сном Продолжать формировать навык самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам.
Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения.
Мамин праздник. Предложить игру «Три медведя» (на зкр) – Маша, Арсений, Егор Г, Женечка, Ильяс. Рассматривание картины «Учимся уступать друг другу». Решение проблемной ситуации: инсценировка истории «Телевизор». Внесение: настольно – печатные игры, д/и, книги, раскраски, карандаши, мелки.
Прогулка Отметить, когда солнце греет сильнее: днем или вечером. Для этого вынести на прогулку металлические предметы. П. и. «Мышеловки», «День и ночь», «Гуси-лебеди». Прокатывание обруча – Костя, Катя, Максим. Подмести скамейки.
Пятница, 16.09. 16 Утро: Утренняя гимнастика.
Презентация фотовыставки. Развивающая игра «Кто на кого похож» - учить основам анализа. Д/ игра: «Кто где работает» - Тимур, Варя, Вероника.
«Назови признаки осени» - Данил, Инна, Артем. Беседа о семье, где и кем работают мамы и папы детей. Внести картинки для развивающей игры, дидактических игр, мелкий конструктор для построек замков, лото. Самостоятельная деятельность в уголке природы – полив цветов.
НОД
Речевое развитие (ЗКР). «Гласные звуки».
Художественно – эстетическое развитие (искусство). Аппликация «Букет цветов для милой мамочки».
Физическое развитие на воздухе.
Прогулка
Наблюдение за насекомыми (почему их почти не видно). П. и. «Через ручеек», «Догонялки», «Третий лишний».
Подмести беседку, воспитываем самостоятельность. Упражнять в отбивании мяча одной рукой – Кирилл, Кира, Дарина. Ситуативный разговор о бережном отношении к труду взрослых. Внесение: игрушки, мячи, скакалки, совки, ведра, веники, обручи, мешочки
работа п/сном Продолжать формировать навык аккуратно умываться.
Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения. Обыгрывание ситуаций «Вечер. Вся семья дома», «Бабушка устала», «Братик плачет». Д/ и «Бывает или нет» - Богдан, Ярослав, Степа. Д/и «Посчитай по порядку» - Влада, Даниил, Ваня. Ситуативный разговор о родословной. Составление рассказа «Моя родословная» (с поддержкой воспитателя). Внесение настольно – печатных игр для совместной деятельности с воспитателем, демонстрационного материала.
Прогулка Наблюдение за небом – синее, безоблачное или хмурое, затянутое облаками. П. и. «Мышеловки», «День и ночь», «Гуси-лебеди». Уборка мусора с участка. «Подбрось, хлопни в ладоши и поймай мяч» - Женя Ч., Лиза, Глеб, Егор, Арсений, Маша.
Моя родня
Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
(Я. Аким)
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?
Что такое семья? Вам скажу по секрету -
Это папа и мама всех дороже на свете!
Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.
Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!
Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,
Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Вас люблю я сильней с каждым днем год за годом!
(Автор неизвестен)
УЮТ
Что такое уют,
Так заполнивший дом? –
Это когда поют
Песенку перед сном.
Что такое уют? –
Это пирог, молоко,
Это когда встают
Радостно и легко.
Что такое уют? –
Это рассеянный свет,
Это когда устают.
Если кого нет.
Что такое уют? –
Это когда семья,
Это когда живут
Папа, мама и я.
(Олег Бундур)
Кто играет?
И солнце играет (лучами на речке,
И кошка играет (клубком на крылечке,
И Женя играет (есть кукла у Жени,
И мама играет (в театре на сцене,
И папа играет (на медной трубе,
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?
(А. Шибаев)
Про любовь
Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
***
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая».
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
«Мама золотая».
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда,-
Кто же слёзы льёт тогда?
«Всё она, родная».
(И. Косяков)
Самый лучший!
Может он в футбол играть,
Может книжку он читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший ПАПА мой!
(О. Чусовитина)
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье.
Братская любовь крепче каменной стены.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Доброе братство лучше богатства.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали.
Жизнь родителей в детях.
За общим столом еда вкуснее.
Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя.»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья».
Когда нет семьи, так и дома нет.
Куда мать, туда и дитя.
Люблю своих детей, но внуки милей.
Любовь братская крепче каменных стен.
Любовь да совет — там горя нет.
Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.
Материнская молитва со дна моря достает.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
Мать всякому делу голова.
Мать кормит детей, как земля людей.
На что и клад, когда в семье лад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Отец наказывает, отец и хвалит.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Свои люди — сочтемся.
Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.
Свой своему не враг.
Семейное согласие всего дороже.
Семейный горшок всегда кипит.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья крепка ладом.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Сердце матери греет лучше солнца.
Согласье в семье — богатство.
Ссора в своей семье — до первого взгляда.
Старший брат как второй отец.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.