Получи документы

Календарно-тематическое планирование содержания организованной деятельности по поликультурному воспитанию

Зенина Елена
Календарно-тематическое планирование содержания организованной деятельности по поликультурному воспитанию

Цель: создание системы поликультурного образования, способствующей формированию новой модели взаимодействия ребенка в духе мира и взаимопонимания с другими народами.

Задачи:

расширение представлений детей о родном крае;

воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своего города;

формирование представлений детей о Родине-России: сведения о геральдике, гимне, Москве- столице России;

Публикация «Календарно-тематическое планирование содержания организованной деятельности по поликультурному воспитанию» размещена в разделах

создание развивающей поликультурной среды, способствующей обогащению знаний детей об национальных особенностях России, народов России, Японии;

глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, культуры народов Севера и Дальнего Востока России;

ознакомление детей с бытом, культурой (в том числе языковой, обычаями Японии, Англии;

приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;

воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

формирование стойкой убежденности о мирном сосуществовании со всеми народами.

Календарно-тематическое планирование

Форма работы Тема Задачи Материалы и оборудование

Сентябрь

Мультфильм «Кукушка» по мотивам одноименной ненецкой сказки. Закрепить знание фольклора народов России; привить уважение к мудрости народной мысли. Иллюстрации к сказке.

Рассматривание картины В. П. Комардин «Дети тундры». Продолжать знакомить с ненецким народом. Отметить природные условия, быт, одежду, стремление к знаниям. Репродукция картины В. П. Комардина «Дети тундры».

Наблюдение "Хозяйство семьи". Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща». Развивать устную речь. Способствовать уважительному отношению к трудовой деятельности. Подчеркнуть общественную значимость коллективного труда. Помочь ощутить красоту русской природы на примере картины «Березовая роща», гордость за Россию. Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща», картинки на тему «Хозяйство семьи». Кружок «Все сказки в гости к нам пришли». Закрепить знание русских сказок, обыгранных детьми в лицах. Маски, костюмы, куклы

Дидактическая игра «Назови узор. " Учить детей называть элементы узора и основные цвета дымковской росписи. Дымковские игрушки

Кружок " Мансийская народная сказка «Отчего у зайца длинные уши». Показать на карте России территориальное расположение народа манси; отметить отличительные особенности в одежде. Познакомиться со сказкой. Вызвать интерес к мансийскому фольклору и уважение к народу, сочинившему такие интересные сказки. Карта России, дид. материал «Народы России».

Художественный труд "Русская народная культура. «Укрась платочек ромашками». Формировать представление о культуре народного творчества; познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок; учить детей составлять узор на квадрате. Картинки и загадки о древнерусских предметах быта; гуашь.

Аппликация "Дымковская игрушка". Учить детей создавать изображения по мотивам народных дымковских игрушек. Дымковские игрушки, картинки с изображением характерных узоров.

Кружок "Режиссерская игра по богородским игрушкам". Знакомить детей с богородскими игрушками, учить составлять сюжетный рассказ по игрушкам. Учить распределять и обыгрывать игрушки так, чтобы получались новые сюжеты. Богородские игрушки, реквизит для игры.

Дидактическая игра "Укрась одежду по мотивам Заокской вышивки". Знакомить детей с таким видом украшения русской одежды, как вышивка. Отметить красоту и неповторимость узоров. Учить соотносить узоры с одеждой Заокского района. Слайды «Заокские наряды», картонный силуэт одежды и картонные узоры вышивки.

Рисование "Знакомство с городецкой росписью". Познакомить детей с историей возникновения городецкой росписи, техникой ее выполнения; основными цветами и узорами. Набор наглядного материала «Городецкая роспись».

Октябрь

Рисование "Узоры городецкой росписи". Вызвать интерес к народным промыслам: городецкой росписи. Гуашь, кисти, бумага.

Тематическое занятие "С. Есенин - наш земляк ". Обогатить знания детей о жизни и творчестве С. Есенина. Воспитывать любовь к поэзии С. Есенина, чувство гордости за своих земляков. Портрет С. Есенина, демонстрационный материал о семье С. Есенина, о селе Константиново.

Аппликация "Нарядная барышня". Продолжать учить детей украшать элементами декоративной росписи силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес к народному искусству. Силуэты барышень из бумаги, краски, кисти

Дид. Игра "Моя Москва". Формировать представление о Москве, как столице нашей Родины, о центре нашей культуры: о ее достопримечательностях. Книга-раскладка, альбом «О Москве».

Чтение художественной литературы "Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка». Вызвать интерес к сказке, помочь запомнить содержание.

Отметить сказочные мотивы (зачин, троекратное повторение) Иллюстрации к сказке.

Дидактическая игра "Назови элементы русского костюма!" На примере персонажей сказки «Царевна-лягушка» закрепить с детьми названия составных частей русской одежды. Иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка».

Чтение художественной литературы «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен Знакомство с творчеством шведской писательницы А. Линдгрен; вызвать желание читать сказку «Малыш и Карлсон». Портрет писательницы, книги.

Драматизация. Потешки про животных. Повторить знакомые и выучить новые потешки про животных. Развивать умение инсценировать потешки. Воспитывать любовь к малым жанрам РНТ.

Беседа "История и достопримечательности моего города". Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с историей его названия, воспитывать чувство гордости за свой город. Дидактический материал «Город Рыбное», альбом «Наши любимые места России».

Кружок "Японская народная сказка «Девочка, вьюн и обезьяна». Показать на карте территориальное расположение Японии; отметить отличительные особенности в одежде. Познакомиться со сказкой. Вызвать интерес к японской культуре и уважение к народу. Карта мира, «Дидактический материал «Япония».

Ситуативная игра "Королевство Англии". Познакомить с островным королевством-Англией: королевой, транспортом, животным миром, архитектурой, языком. Фильм «Уроки английского языка. Знакомство с Англией»

Кружок "Анализ сказки «Девочка, вьюн и обезьяна». Познакомить детей с животным и растительным миром Японии, бытом местного населения, промыслом на примере сказки. Иллюстративный материал «Япония».

Ноябрь

Рисование "Роспись олешка". Учить детей расписывать объемные изделия по мотивам дымковской игрушки. Вылепленные фигурки, гуашь.

Беседа "Св. Иоанно-Богословский монастырь". Познакомить детей с историей возникновения монастыря и современной значимостью для духовного развития и исцеления русского народа. Раскраска «Св. Иоанно-Богословский монастырь», фотографии детей на экскурсии в монастырь.

Слушание музыки, музыкальные импровизации. Японская музыка. Познакомить с народной японской музыкой Хана, с барабанной музыкой. Фонограмма.

Беседа "Российская геральдика и государственные праздники". Продолжать знакомить детей с российской геральдикой. Познакомить с историей возникновения праздника -День народного единства. Папка –раскладка.

Кружок "Жители Японии". Знакомство с ритуалом японского приветствия, особенностями обращения к другим людям. Помочь детям разучить некоторые японские слова.

Консультация "Праздничный костюм Смоленской губернии". Познакомить с историей места, со смоленскими играми, с куклой в праздничном костюме. Журнал «Куклы в национальных костюмах».

Беседа "Достопримечательности Рязани". Закрепить знание основных творческих, промышленных, научных центров на территории родного города. Альбом «Рязань», книга «Мой родной город-Рязань».

Художественное творчество "Рисование городецкого цветка". Продолжать знакомить с приемами городецкой росписи. Заготовленные закладки для книг.

Познание "Страна моя родная. Природа России". Формировать представление о разнообразии природы нашей страны. Показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней. Альбом «Природа России»

Декабрь

Подвижные и речевые игры "Проказы матушки-зимы". Расширять знания детей о зиме, используя разные жанры УНТ; воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии. Иллюстрации «Зимние забавы», модели-подсказки для составления рассказов, Музыка П. И. Чайковского «Зимнее утро».

Чтение стихотворения "Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Береза». Познакомить детей со стихотворением С. Есенина «Береза»; активизировать чувственное восприятие художественного слова, раскрыть авторское отношение к природе; воспитывать любовь к русской природе. Фонограмма песни «Во поле береза стояла», иллюстрация к стихотворению «Береза».

Кружок "Пантомима «Природа Японии» Познакомить детей с природой Японии; учить пластикой передавать образы (цветение сакуры, опадание красных кленовых листьев момидзи, полет бабочки, извержение вулкана Фудзияма). Иллюстрации природы Японии.

Прослушивание сказки "Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка». Формировать у детей нравственные понятия, показать единение народов через общность эмоциональных переживаний, закрепить представление о сказке, как о сокровищнице народной мудрости. Иллюстрации к сказке «Кукушка».

Мультфильм Сказка «Кукушка» Закрепить знание ненецкой сказки.

Выставка "Кукла в национальном костюме". Познакомить детей с разнообразием национальных костюмов: с их особенностями. Учить детей определять национальность по одежде. Куклы и статуэтки в национальных костюмах.

Беседа "Жилища разных народов". Познакомить детей с разнообразием домов у разных народов, показать зависимость строения от окружающей природы и погоды. Дидактический материал «Жилища разных народов».

Кружок "Драматизация японской сказки". Сказка «Девочка, вьюн и обезьяна». Передать атмосферу японской природы, культуры; показать отличительные особенность в одежде русских, эскимосов, японцев; способствовать единению народов на нравственно-чувственном взаимопонимании. Сакура, бамбуковая минка, Йены, озеро, дракон, хризантемы, рис

Рисование "Дымковская роспись". Закрепить знания о дымковской росписи, формировать навыки дымковской росписи. Образцы дымковских игрушек, акварель, альбом.

Январь

Беседа "Народные праздники на Руси". Познакомить с праздником Рождество Христово; отметить различия в праздновании Рождества на Руси и в европейских странах; передать атмосферу радости, величия. Книжка-раскладка.

Кружок "Делаем декорации" : конструирование жилищ разных народов из природного материала. Закрепить знание отличительных особенностей домов разных народов Севера, Японии; формировать умение отбирать необходимый природный материал, соответствующий типу жилья. Деревянные бруски для русской избы, солома; бамбуковые прутья для японской минки, кусок кожаной материи, 4 веточки для яранги эскимоса

Консультация "Кукла в бурятском костюме". Познакомить с историей места, с культурой Бурятии, с куклой в бурятском костюме. Журнал «Куклы в народных костюмах», кукла.

Презентация "Животный мир Крайнего Севера". Познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера, воспитывать бережное отношение к природе. Фотографии растений и животных Крайнего Севера

Рассказывание "Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри». Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской; вызвать интерес к языку былин; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России. Репродукция картины «Богатыри», иллюстрации к былинам

Рисование. Приемы дымковской росписи. Закреплять навыки выполнения дымковской росписи. Дымковские игрушки.

Чтение художественной литературы "Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка». Познакомить со сказкой, дать толкование прозвища Никиты, отметить особенности героического образа: сила, доброта, хитрость.

Кружок "Знакомство с ульчской сказкой «Мыргы». Обозначить на карте расположение народа ульчи. Познакомить детей с ульчской сказкой, помочь найти сходство образа дябды с руссим Змеем Горынычем, Мыргы и Никиты Кожемяки. Иллюстрации к сказке «Мыргы», иллюстрации к русским былинам о богатырях.

Презентация «Мой город-моя малая Родина" Раскрыть историческое понятие «Город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты. Продолжать знакомить с родным городом. Фотографии памятников родного города.

Февраль

Кружок "Особенности приветствия разных народов" Познакомить с разными вариантами приветствия у разных народов; Обыграть ситуацию «Приветствие эскимосов…» и т. д.

Выставка "Чем Россия славится?" Организовать выставку поделок (работы родителей) по мотивам русской игрушки и русской росписи. Поделки родителей.

Рисование "Золотая хохлома". Познакомить детей с новым видом прикладного искусства -хохломой, с его историей, истоками, с этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами. Предметы хохломской росписи, акварель, альбом.

Дидактическая игра "Почтальоны разных стран". Научить детей называть и отмечать особенности культуры народов на примере почтальонов (одежду, транспорт, природу). Наглядный материал «Почтальоны».

Рисование "Декоративная роспись шаблонов посуды". Формировать умение изображать элементы хохломской росписи. Хохломская посуда, бумажные тарелочки для росписи.

Кружок "Инсценирование нанайской сказки «Айога». Познакомить детей с нанайской сказкой, способствовать эмоциональной отзывчивости на произведение; провести параллель ситуации в русской семье; вызвать желание обыграть сказку. Нанайские костюмы, крылья

Дидактические игры "Военные профессии". Расширять знания детей о Российской Армии; уточнить представления детей о родах войск. Военные игровые наборы.

Чтение художественной литературы "Рассказывание народной сказки «Сивка-бурка». Расширить знания о сказке, определить мораль сказки. Иллюстрации к сказке.

Рассказывание "Составление рассказа на тему «Защитники Отечества». Формировать умение составление повествовательного рассказа по сюжетным картинкам. Сюжетные картинки.

Март

Презентация " Москва-столица России". Познакомить с главными московскими достопримечательностями. Иллюстративный материал. Слайды

Кружок. "Знакомство с традиционным японским театром Кабуки". Заинтересовать театральной культурой Японии. Знакомить детей с отличиями русского и японского театра Слайды «Театр Кабуки».

Игра "Мой дом". Проследить эволюцию жилья, отметить виды жилья, разнообразие материалов. Дид. пособие «Мой дом».

Настольные игры "Наш дом". Закрепить знание видов жилья разных народов.

Выставка "Игрушки разных народов". Способствовать формированию поликультурного мышления на примере интереса к игрушкам.

Презентация "Народные праздники на Руси-масленица!" Познакомить с историей народного праздника-масленицей. Фотоальбом «Масленица»

Художественное творчество. Знакомство с искусством гжельской росписи Выявить особенности гжельской росписи; пробудить интерес к народному промыслу. Дидактический набор «Гжель».

Дидактическая игра "Где что едят?" Знакомить с национальными блюдами разных стран. Картинки

Пантомима «Мышка Вувыльту» (по эскимосской сказке) Закрепить с детьми знание эскимосской сказки «Мышка Вувыльту», способствовать развитию пантомимических возможностей детей.

Апрель

Кружок "Сопоставление японской сказки «Рассеянный» и стихотворение С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Познакомить детей с японской сказкой «Рассеянный», заинтересовать сюжетом; помочь сопоставить и найти сходство и отличия в сюжете японской сказки и стихотворения С. Я. Маршака. Закрепить знание японского быта людей. Иллюстрации к литературным произведениям.

Рисование "Узор в стиле народной росписи". Закрепить отличительные особенности в узорах, цвете, сюжете разных видов росписи (дымковская, хохломская, городецкая). Предметы быта в стиле народной росписи

Просмотр мультфильма «Дятел» по мотивам народной эвенкийской сказки Закрепить знание фольклора народов России; привить уважение к мудрости народной мысли.

Беседа "Народы России и ближнего зарубежья". Закрепить представление о России как о федеративной стране. Иллюстративный материал

Сюжетно-ролевая игра «В музее». Керамика "Знакомство с народным промыслом- керамикой". Отметить отличительные особенности скопинской керамики от гжельской Скопинская и гжельская керамика.

Кружок "Театр народного костюма «Предел» Познакомить детей с театром народного костюма «Предел» в г. Скопине;

Помочь увидеть и оценить красоту секиринского народного костюма. Прослушать обрядовые песни. Фотографии, видеозапись.

Познавательная беседа "Государственная символика России". Закрепить знания о названии разных стран, о названии родной страны; познакомить детей с символикой России; воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага. Глобус, карта мира, герб СССР, герб России.

Май

Кружок "Инсценирование мансийской сказки «Гордый олень». Закрепить знание фольклора и среды обитания народа манси; развивать артистические способности детей. Реквизит и декорации для сказки.

Иллюстрированная лекция "История возникновения колоколов на Руси и в других странах". Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине. Запись «Колокольные звоны», репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки».

Фильм "От Кремля до Рейхстага" Вызвать эмоциональный отклик на события Второй Мировой войны; познакомить с самоотверженным подвигом работников тыла. Фильм «От Кремля до Рейхстага», слайды

Выставка "Книги разных народов". Формировать представление о книге- носительнице знаний разных народов. Книги.

Кружок "Народные промыслы" Отметить бытовое назначение предметов народного промысла. Использование предметов в качестве реквизита на сцене. Их практическую значимость. Воспитывать бережное отношение к предметам народного промысла и уважению к труду ремесленников. Предметы народного промысла, используемые в инсценировке сказок.

Рисование "Кукла в русском национальном костюме". Учить детей в рисовании предавать характерные детали русского костюма.

Кружок "Наряды принцесс". Учить различать костюмы принцесс разных стран и соотносить их с представителями той или иной страны. Картонные фигурки принцесс, бумажная одежда, головные уборы, украшения.

Дид. Игра. "Кому принадлежит головной убор?". Закрепить знание головных уборов представителей разных народов. Головные уборы разных народов.

Чтение художественной литературы "Пересказ украинской народной сказки «Колосок». Познакомить с содержанием украинской народной сказки.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование «Я расскажу вам о войне» Календарно - тематическое планирование в подготовительной группе (6-7лет) на один день Тема «Я расскажу вам о войне» Цель. Расширять знания.

Календарно-тематическое планирование кружка по развитию речи Тема Задачи Сентябрь 1. «До свидания, лето!» Уточнить и расширить знания детей о времени года «лето». Учить детей составлять связный рассказ,.

Календарно-тематическое планирование по арт-терапии .

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Календарно-тематическое планирование «Мамин день» Цель: Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематическое планирование содержания организованной деятельности по поликультурному воспитанию
Опубликовано: 10 июня 2024 в 20:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Календарно-тематическое планирование содержания организованной деятельности по поликультурному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Зенина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД