Елена Голикова
Календарно-тематический план занятий по приобщению детей подготовительной группы к национальной традиционной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Тема, цели, интегрируемая образовательная область
Сентябрь
1. Тема: «Как рубашка в поле выросла»
Цели: знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лён, кудель; воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы».
2. Тема: «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»
Публикация «Календарно-тематический план занятий по приобщению детей подготовительной группы к национальной традиционной культуре» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Цели: знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия – прядением, плетением; активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, свивать, вышивка; загадки о прялке, веретене; закреплять полученную информацию в играх, вызвать у них чувство радости от результата своего труда.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Октябрь
1. Тема: Народная игрушка – кукла - закрутка.
Цели: знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека; расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная, стригунок; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество».
2. Праздник «Осень в гости к нам пришла»
Ноябрь
1. Тема: Народная игрушка – деревянная игрушка.
Цели: расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, изготовлении игрушки из дерева; обогащать словарь: богородская, семёновская, потешный промысел; побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
2. Тема: Путешествие в прошлое часов.
Цели: знакомить с историей прошлого часов; учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать в речи слова: циферблат, часы, маятник, часовщик; воспитывать уважение к труду человека-изобретателя, творца, созидателя.
Интегрируемая образовательная область: «Познание» «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы».
Декабрь
1. Тема: Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы, пословицы и поговорки.
Цели: знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами, пословицами, поговорками; дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц; учить новые считалки, практически применять в игровых ситуациях; воспитывать интерес к малым формам фольклора.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»
2. Тема: Потешный промысел наших предков.
Цели: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать глиняную и деревянную; расширять словарный запас: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка; воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Январь
1. Тема: Рождество. Святочные гадания.
Цели: формировать представления о бытовании и формах проведения святочных гаданий, особенностях церковных песнопений; воспитывать познавательный интерес.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная». «Чтение художественной литературы», «Музыка».
2. Тема: Русский пряник.
Цели: познакомить детей с историей возникновения пряника, элементами технологии его приготовления, ввести их в мир философии народной «пряничной» традиции; учить относиться к любому делу с любовью, радением, дарить людям тепло своей души, быть благородным.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Художественное творчество».
Февраль
1. Тема: «Светит, да не греет».
Цели: формировать представления о «прошлом» лампочки (костёр, факел, лучина,свеча, керосиновая лампа); обогатить словарный запас новыми словами; развивать ретроспективный взгляд на вещи.
Интегрируемая образовательная область: «Познание»,
«Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
2. Тема: «Смех, да веселье»
Цели: сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора; развивать творческое мышление.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Художественное творчество».
Март
1. Тема: «Народная колыбельная песня»
Цели: закрепить и расширить представления детей о жанре народных колыбельных, различных их видах; вызвать доброжелательное отношение к людям и к животным, желание и умение успокоить младенца, убаюкать его.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
2. Тема: «Широкая Масленица»
Цели: воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, продолжать знакомство с календарно-обрядовым праздником «Масленица», восстановить связь времён; познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка».
Апрель
1. Тема: Путешествие в историю Древней Руси.
Цели: обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том как жили древние славяне; формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей; вызвать у детей интерес к истории возникновения России; развивать связную речь детей, обогатить словарный запас; закрепить знания пословиц и поговорок о Родине.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
2. Тема: «Великий праздник – Пасха»
Цели: знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, её обычаями, традициями; ввести в словарь новые слова и их значение; развивать творческие способности; воспитывать уважение к народным традициям.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Май
1. Тема: «На печи лежим, сказку слушаем»
Цели: на примере знакомых сказок учить видеть добро, зло, отличать правду и вымысел; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Чтение художественной литературы».
2. Тема: «На золотом крыльце сидели…»
Цели: знакомить с устным народным творчеством: загадками, пословицами, поговорками, закличками; воспитывать интерес к малым формам фольклора.
Интегрируемая образовательная область: «Познание», «Коммуникативная», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Список литературы
1. Ботякова О. А. «Солнечный круг: детский народный календарь», СПб., Детство-Пресс, 2004г.
2. Ватаман В. П. «Воспитание детей на традициях народной культуры», Учитель, 2008г.
3. Ворошилова О. В. «Русские фольклорные традиции», Учитель, 2007г.
4. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России», М., Аркти, 2003г.
5. Зеленова Н. Г. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», М., Скрипторий, 2003г.
6. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Учитель, 2012г.
7. Кокуева Л. В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», м., Аркти, 2005г.
8. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., Детство-Пресс, 2000г.
9. Николаева С. Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту», СПб., Детство-Пресс, 2009г.
10. Пименова Т. М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет», Учитель, 2012г.
11. Тихонова М. В. «Красная изба», СПб., Детство-Пресс, 2004г.