Елена Азимова
Калейдоскоп подвижных игр народов Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Якутские национальные игры
«Один лишний» (Биир ордук)
Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара располагается подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга.
Начиная игру, ведущий подходит к какой - нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда (указывают на более дальнюю пару). В то время, пока ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становится впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое - нибудь освободившееся место. Оставшийся без места становиться ведущим. Играют любое количество участников.
Публикация «Калейдоскоп подвижных игр народов Севера» размещена в разделах
- Игры народов севера
- Народы севера
- Подвижные игры для детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Правила игры: меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.
«Ястреб и утки» (Кырбый уонна кустар). На земле в противоположных концах площадки очерчивают два озера, где плавают утки (чирки, нырки, шилохвосты). Ястребы (один или два) выбираются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, а чтобы оставалось место для перелета. Дети распределяются по названиям (на одном чирки, на другом нырки). По сигналу начинается перелет уток. Во время перелета ястребы пятнают уток.
Правила игры: пойманные утки временно выбывают из игры.
Стрельба в цель с кружением (Салгыдый). Картонный диск диаметром 20-25см., разрисованный якутским орнаментом, висит на стене. На расстоянии 3-5 метров стоит стойка (шест, вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить в диск. Победит тот, кто попадет в цель, обежав большее число раз.
Правила игры: Следует заранее договориться сколько раз надо обойти круг. Бросать точно с определенного расстояния.
Игра в мяч. Играющие делятся на две команды, встают друг против друга. Крайний бросает мяч стоящему напротив, который ловит и бросает следующему напротив, и т. д. если играющий не поймает мяч, переходит в плен, в другую команду. Затем мяч бросают в обратную сторону в таком же порядке.
Правила игры: Выигрывает та команда, где больше игроков. Перебрасывать мячи надо строго в определенном порядке.
Соколиный бой (Мохсоцол охсупуута). Играют парами. Играющие становятся на одну ногу друг против друга. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают и стараются плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на одной, меняют ногу, и тогда меняются толчки плечами. Если один из играющих упадет при грубом толчке, толкнувший выходит из игры.
Правила игры: Смену ног производить одновременно. Выигрывает тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать можно только плечом.
Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта). Играющие, разделившись на две команды, садятся на пол гуськом: одна против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой команде крепко держат друг друга за талию. По команде перетягивают друг друга.
Правила игры: Игроки в каждой команде должны быть равны по количеству. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку.
Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта). Играющие садятся гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого сильного и крепкого (Торут-корень). Торут берется за что-нибудь крепкое, неподвижное, например столб. Остальные общими силами стараются оторвать его. Игра похоже на русскую «репку».
Правила игры: Игру надо начинать по сигналу. Выигрывает тот, который не поддался, или группа, которая оторвала его.
Пятнашки (Атах тэпсиитэ). Двое играющих кладут руки на плечи друг другу и, подпрынивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.
Правила игры: Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.
Сокол и лиса (Мохоцол уонна сапыл). Выбирается сокол и лиса. Остальные соколята. Сокол учит детей летать, легко бегает в разных направлениях и одновременно двигает руками вверх, в стороны, вперед и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка повторяет его движения. В это время выскакивает лиса из норы. Соколята приседают на корточки, чтобы лиса их не задела.
Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
Игры народов Сибири.
Солнце (Хейро). Играющие встают в круг, взявшись за руки, идут приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед- назад, говоря на каждый шаг «хейро». Ведущий- солнце сидит в центре на корточках. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется, вытягивая руки в стороны.
Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца, при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого не задел, возвращаются в круг.
Ловля оленей. Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие-пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры: Ловить можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
Куропатки и охотники. Все играющие - куропатки, трое - охотники. Куропатки бегают, охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кусты, а охотники бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается - куропатки опять летают.
Правила игры: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять можно только в ноги убегающих.
Ручейки и озера. Игроки стоят в пяти колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги.
Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Рыбаки и рыбки. На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные – рыбки. «Рыбки» бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их.
Правила игры: Ловить детей только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Нарты – сани. Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты – сани имеют длину 1м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.
Правила игры: Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней, затем можно добавить еще двое.
Отбивка оленей. Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом – это олени. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попали мячом, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.
Полярная сова и евражки. Полярная сова находится в углу зала. Остальные играющие – евражки. Под тихие удары в бубен евражки бегают по всей площадке, на громкий удар евражки становятся столбиками, не шевелятся. Сова облетает евражек и того, кто зашевелился, уводит с собой. В заключение игры отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Белый шаман. Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на одно колено и бьет в бубен какой – то ритмический рисунок, затем подходит к любому играющему и отдает бубен. Получивший бубен должен повторить ритм.
Правила игры: Если получивший бубен не правильно повторит ритм, он выходит из игры.
Рыбаки. Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает движения: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.
Правила игры: Кто повторит не правильно, тот выходит из игры.
Охота на волка. Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.
Правила игры: Кидать мяч следует с заданного расстояния.
Ловкий оленевод. Игра проводится по аналогии с игрой «Охота на волка», только на место фигуры волка, фигура оленя.
Охота на куропаток. Дети изображают куропаток. Они размещены на той стороне площадки – тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (скамейки, стенки, вышки и т. д.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают. По сигналу «Охотники!» они улетают и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают из игры. После 2-3 повторов выбирают других охотников, игра возобновляется.
Правила игры: Куропатки разлетаются по сигналу, охотники начинают ловить тоже по сигналу. Стрелять мячом можно лишь по ногам.