Елена Мезенцева
Как учить детей составлять рассказы по картинам
▼ Скачать + Заказать документы
Как учить детей составлять рассказы по картинам.
Для того, чтобы научить детей описывать картины и составлять рассказы-повествования используют специально разработанные серии дидактических картин. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с описанием действия. Когда отбирают картинки для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
Публикация «Как учить детей составлять рассказы по картинам» размещена в разделах
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной;
- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
-следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения;
-не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;
- сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость;
-следует избегать излишней незаконченности рисунка.
Сначала нужно внимательно рассмотреть картину и побеседовать по её содержанию-это является подготовительным этапом к рассказыванию по картине.
Дети не умеют рассматривать картины самостоятельно и не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. Рассматривание нужно начинать с внесения картины и молчаливого ее рассматривания, но поскольку дети не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно начинает беседу. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого или что вы видите на картине, затем рассматриваются второстепенные объекты. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы. В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Э. П. Короткова рекомендует использовать вопросы, развивающие воображение и творчество. Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для активизации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как сердито фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хотелось еще узнать про ежей, и задать вопрос. У детей может появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рассматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?». И только после того, как все вопросы будут выяснены можно будет приступить к составлению рассказа.