Светлана Эпова
Консультация «Как связаны внимание и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Как связаны внимание и речь
Особая роль в процессе становления и развития речи принадлежит вниманию.
Дети с ограниченными возможностями концентрации внимания нередко отстают и в развитии речи. Ребенок при этом плохо слушает, рассеян. Но прежде чем принять какие- либо меры, важно понять, каков настоящий уровень развития внимания. По мнению американских психологов существует шесть стадий, которые нужно пройти ребенку для улучшения внимания. Эти стадии соответствуют примерному возрасту по годам. Проблемы возникают. Если дети старшего возраст оказываются на более ранних стадиях развития внимания.
Публикация «Консультация „Как связаны внимание и речь“» размещена в разделах
На первой стадии дети очень рассеяны, что является нормой для детей первого года жизни. Однако, некоторые дети старшего возраста находятся на этой стадии. Их отвлекает шум, игрушки, занятия других детей. Ограниченность внимания проявляется в возбужденном поведении ребенка или ребенок очень вял, его взгляд словно стекленеет.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. На втором году жизни ребенок может концентрироваться на чем-либо по своему выбору. Иногда он может показаться даже упрямым. Но дело не в намеренном не желании общаться, а в том, что малыш не в силах одновременно слушать взрослого и продолжать интересное занятие. Он может работать. Но только по одному каналу (либо зрительному, либо слуховому)
Уже к концу первого года жизни дети начинают тянуться к красочным картинкам. Использование картинки для развития речи имеет даже некоторые преимущества перед игрушкой. Дети, рассматривая картинки, охотно говорят, а игрушкой им хочется просто поиграть.
Третья стадия характеризуется гибким одноканальным вниманием. Начинается она в возрасте 2-3 лет внимание все еще одноканальное, но ребенок уже может переключаться со своего занятия в ответ на обращение к нему.
Четвертая стадия- сложившееся одноканальное внимание. Между тремя, четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Пятая стадия-начало двухканального внимания. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет способен удержать двухканальное внимание на короткое время.
Шестая стадия-сложившееся двухканальное внимание. К 6 годам дети могут удержать двухканальное внимание. Они справляются с обучением в группе и хорошо сохраняют внимание.
Развивать внимание необходимо с раннего детства. Главным условием является многообразная предметно- операционная деятельность, большое речевое пространство и физическая подвижность.
Внимание и память ребенка до трехлетнего возраста по преимуществу непроизвольны, поэтому обучение различными действиями происходит через повторение этих действий. Получение знаний происходит через игру и манипуляцию предметами, посредством знакомства с различными звуками и явлениями.