Наталья Молчанова
Консультация «Как способствовать социальному развитию дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка дошкольника? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является дисциплина. Это слово в переводе с латыни означает "обучение, воспитание". Таким образом, дисциплина — это процесс научения, образования, т. е. средства, с помощью которых и осущес твляется социализация. Цель дисциплины в гораздо большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Главная цель дисциплины - сформировать этические и моральные нормы и развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определённым стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Вначале, контроль над поведением ребёнка устанавливается извне - на основе авторитета взрослого; затем по мере взросления ребёнок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а потому что он хочет. Он принимает эти правила, ограничения и т п., они становятся неотъемл емой частью его самосознания. Таким образом, рассматривая дисциплину как сред ство развития самоконтроля, можно выделить ряд принципов, следуя которым взрослый способен повлиять на этот процесс.
Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
Дисциплина более эффективна, когда действие её постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
Обучение происходит л егче, когда в процесс включены не только наказания, но и поощрения.
Дисциплинарные воздействия должны применятся сразу после нарушений.
Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
Дисциплин арные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно - независимо оттого, что и как он делал. У него возникает чувство, что взрослому нельзя угодить.
Внешний контроль над поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Для каждого возрастного периода и определенного уровня развития существуют адекватные средства дисциплинарного воздействия. Однако и вседозволенность, и жёсткий авторитаризм оказываются непродуктивными в любом возрасте. На ранних стадиях развития дисциплина может поддерживаться управлением деятельностью ребёнка, например, с помощью игрушек и интересных игр, оборудования игровых площадок на улице и в помещении. Иногда помогает изменение ситуации вокруг ребёнка. Например, можно переключить его внимание на другое действие, предмет или вообще вывести его из ситуации, провоцирующей негативное поведение. С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.
Дисциплинарного поведения можно достичь, но успех во многом определяется возрастом ребёнка. Так, например, у детей в возрасте 2,5 3 лет, у которых сла6о развиты функции самоконтроля, наблюдается больше проблем., связанных с плохим поведением, физической агрессией, чем у четырёхлетних.
Методы дисциплинарных воздействий не должны ущемлять достоинство ребёнка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя. Можно предложить следующ ие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.
Чаще обсуждайте последствия действий ребёнка или взрослого для чувств другого человека. Подчёркивайте сходство между разными людьми. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям и т. п.). Объясняйте, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе или помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудни чают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример. Выделяйте моменты, в которые дошкольники высказываются в пользу коопе рации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не котят в том или ином случае вести себя таким образом. Расскажите ситуации из вашей жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли вам решить сложную проблему. Попросите детей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей и жи вотных. Поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказы вать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.
вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребёнка. Находите индивидуальные для каждого ребёнка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо. Подкрепляйте своё внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребёнка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Чётко объясняйте детям последовательность их действий в режимные"? моменты. Подчёркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п.
Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребёнка, так и для окружающих.
Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтобы они м огли вместе конструировать, строить и т. д. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе. Помните, что улыбка или доброе слово также являются поощрением. Вовлекая менее "популярных" детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством, однако не стоит застав пять других детей принимать их в игру.
Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребёнку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении неприят ного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребёнка и т. д. Внешние проявления внимания и привяз анности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
Воспитание в детях уважения к традициям и культуре, как своего народа, так и других. Организуйте прогу лки за пределы группы и территории дошко льного учреждения, посещение музеев, детских театров, где дети могут познаком иться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыки разных народов.