Неля Сорока
Консультация «Как сделать среду группы в детском саду развивающей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы будем говорить о предметно-развивающей среде, о ее организации. Ведь нам необходимо, чтобы она помогала нам реализовывать образовательные задачи, при этом чтобы ребенку было хорошо и комфортно находиться в ней и нам было удобно работать.
Какая среда будет радовать ребенка?
Ответы детей:
- хотелось бы чтобы было всего много и можно было выбирать
- чтобы было много места и можно было бегать, прыгать
- хочется, чтобы разрешали играть.
Публикация «Консультация „Как сделать среду группы в детском саду развивающей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Мы, взрослые, не всегда можем посмотреть на среду глазами ребенка. И такие характеристики как безопасность, доступность, содержательность среды – это не характеристики, которые назовет ребенок. Он скажет своим языком.
Мы сегодня говорим про предметно-развивающую среду современного дошкольника. Поэтому не можем не остановиться на том, чтобы понять: какой он, современный дошкольник?
Одним из институтов в России проводились исследования в которых приняло участие 11 регионов. Это около 2,5 тысяч дошкольников.
Исследования свидетельствуют, что современный ребенок:
• Любит быть активным, без активной деятельности ребенок скучает, грустнеет, появляются дисциплинарные проблемы у педагога.
• Любит близких (маму, папу, братика) и друзей
• Любит получать удовольствие через еду.
• Любит мультфильмы
• Много смотрит телевизор
• Слушает взрослую музыку.
И нам, педагогам надо принять эту ситуацию.
Также выяснили, что не любит современный ребенок:
• Не любит, когда заставляют (есть нелюбимую еду, спать днем, делать то, что не хочет)
• Не любит, когда ограничивают (движение, речь, действия)
• Не любит, когда кто-то что-нибудь отбирает
• Не любит, когда сильно шумят
• Не любит, когда ругают и торопят
• Не любит, когда его не любят или окружающие люди проявляют к нему равнодушие.
Если проанализировать вышесказанное, то придем к такому выводу:
Больше всего современный ребенок любит свободу и не любит ее ограничение.
Теперь переходим к вопросам предметно-развивающей среды в детском саду.
В детском саду идет много ограничений, потому что проходит образовательный процесс и он регламентирован. Регламентировано поведение ребенка в детском саду.
Если правил много, ограничений много, то современному ребенку очень некомфортно.
Как сделать так, чтобы ребенку было комфортно?
Для чего создается развивающая среда в детском саду?
• Она обеспечивает реализацию образовательной программы детского сада и рабочую программу педагога. Все, что есть в образовательной и рабочей программе, должно поддерживаться в среде. То, что в программе отсутствует – отсутствует и в среде.
• Она дает возможность ребенку общаться с людьми (взрослыми и детьми, заниматься интересной деятельностью, отдыхать, реализовывать свои потребности и интересы.
Модель предметно-развивающей среды состоит из 3 компонентов:
1. Пространство. Мы должны четко понимать, что именно необходимо поставить. Пространство должно меняться. Чем старше ребенок, тем чаще и удобнее должно меняется пространство. Центры могут менять диспозиции в группе. Это зависит от образовательных задач.
2. Содержание: это игрушки, материал, которые ребенок может взять и действовать. Содержание зависит от возраста детей, индивидуальных предпочтений. Ориентируйтесь также на себя, на свои предпочтения. Потому что если содержание вам интересно, то оно будет интересно и вашим детям.
3. Временная организация среды.
Ребенок – это человек, который очень быстро изменяется. Ни в один другой период жизни человека нет такой динамики развития как в дошкольном возрасте. Соответственно среда должна стимулировать, то есть опережать развитие ребенка. Если не будем развивать среду, то она будет тормозить развитие ребенка. Чем младше ребенок, тем чаще меняется наполняемость среды. В группах младшего возраста мы меняем часть среды ежедневно. В подготовительных группах меняем часть среды еженедельно. Таким образом, если мы не меняем среду в течение года, мы вредим ребенку, его развитию.
Все три компонента: пространство, содержание и время делают среду детского сада уникальной.
Требования ФГОС ДО к РППС.
Эти требования являются нашими ориентирами. За основу берется тема недели или проекта.
В среде не должно быть выложено все, что у вас есть. Среда рабочая. Она определяется текущими задачами.
Содержательность среды. Что обозначает эта характеристика?
Что для реализации образовательных задач ОП в группе есть оборудование игры и расходные материалы. И вы можете с их помощью организовать детские виды деятельности, решить текущие образовательные задачи.
Содержательность среды позволяет занять детей. Это и НОД, и самостоятельные игры детей, и продуктивные виды деятельности, и прогулка.
Трансформируемость среды – это значит, что пространство группы способно изменяться в зависимости от образовательных задач.
Для того, чтобы изменить пространство необходимо наличие особого оборудования: перегородки, ширмы, стеллажи на колесиках, модульное оборудование (столик из частей, очень крупный конструктор.
Полифункциональность среды : среда ограничена одним помещением и в этом помещении множество материала. Это материал, с помощью которого мы можем решить не одну, а несколько образовательных задач. Например: разнообразные конструкторы, которые могут быть, как маркеры пространства, качественные характеристики материала и т. д.).
Вариативность среды необходима для того, чтобы у каждого ребенка был выбор. Прежде всего выбор места деятельности. Мы говорим о центрах или зонах, в которых представлен материал для разных видов деятельности. Должно быть много расходных материалов и эти материалы требуют постоянного пополнения. Как только появляется новый материал – проявляется детский интерес.
Доступность – это возможность пользоваться любым материалом, который представлен в группе.
Безопасность: соответствие нормативным требованиям, сохранение физического и психического здоровья ребенка.
Типичные ошибки в организации среды :
1. Самая распространенная ошибка – это складирование материала. Она показывает, что педагог вносит в среду все, что, по его мнению, развивает.
2. Монотонность, открытость. Эта среда не несет новизны, она вся просматривается. Здесь нет сюрпризности, тайны. В такой среде дети либо будут сидеть за столами, либо бегать.
3. Формальный подход, ориентированный на проверяющих, а не на детей. Создавая среду воспитатель прежде всего ориентируется на нормативные документы, а надо ориентироваться на детей с учетом нормативных документов. Наличие большого количества материала не свидетельство хорошей ПРС. Главное, чтобы всеми материалами можно было пользоваться и было удобно.
4. Профессиональные стереотипы. Мы должны ориентироваться на опыт современного ребенка.
5. Использование цвета.
6. Низкая степень включенности воспитанников в организацию оформления предметной среды. Все, что делается руками ребенка, ценится им намного больше.