Наталья Щитченко
Как развить интелект.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие человека - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелость. Интеллект появляется на ступени детского раннего возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Что такое интеллект? По современным представлениям интеллект-это сложное понятие, имеющее два значения: первое олицетворяет собой биологическую,генетическую основу всех интеллектуальных различий между умным и глупым, одаренным и посредственным; второе-это умственные способности, проявляемые нами повседневно в обыденной жизни: дома и в магазине, в школе и на работе, выражающиеся в приспособленности к обстоятельствам (всем известно как иногда талантливым людям бывает тяжело приспособиться к жизни). Но развивается он и совершенствуется только при непременном условии овладения речью, так как оно является главным в становлении и дальнейшем развитии психических процессов. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Эти понятия не тождественны и возникают независимо друг от друга. Что это значит? Это значит, что человеческий мозг несёт в себе огромную, не реализуемую пока полностью избыточность природных возможностей и что гениальность- это не отклонение, а высшая полнота проявления человеческого ума.
Публикация «Как развить интелект,» размещена в разделах
В процессе психического развития ребёнка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность, появляются и совершенствуются механизмы интеллекта в целом. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребёнка, создаёт предпосылки для специфических социальных контактов, необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Следовательно, каждый здоровый ребёнок имеет принципиальную возможность беспредельно развиваться и в своём развитии подняться на самые большие высоты человеческой деятельности! Но в реальной жизни чаще всего наблюдается иное: мы видим детей, которые не хотят идти в школу, которым трудно учиться и которые не любят это делать. Многие родители огорчены слабыми успехами детей в школе, их неудачами. Откуда берутся «отличники» и «хорошисты», «двоечники и «троечники?» Почему один ребёнок заканчивает с трудом семь классов, а другой (таких, правда, меньшинство) в 13-14 лет поступает в университет?
Многочисленные исследования показали, что не испытывают трудностей в учёбе те дети которые ещё до школы обладали высоким уровнем развития. Отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, нарушение речи в той или иной степени и отражаются на его поведении и деятельности. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, на формирование высших уровней познавательной деятельности. Особенно негативное влияние на уровень развития мышления оказывает задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях (в первые три года жизни, которая в некоторых случаях не может быть полностью компенсирована впоследствии. Следовательно, речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая малыша родной речи, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, готовим почву для успешного его обучения в школе.
Так же современные исследования утверждают, что мозг на ранних стадиях своего развития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Если нейроны лишены стимулирующей «учебной» среды, то они уже не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга и атрофируются. Таким образом, развиваются только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия. Чем условия благоприятнее, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разносторонней идёт его развитие.
К сожалению, многие родители, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребёнок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научиться делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету или размеру, зашнуровывать ботинки, держать карандаш и рисовать, владеть ножницами, лепить из пластилина, читать и писать? Зачем торопиться? Придёт время - всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе. Не будем отнимать у малыша детство!
Чем ближе к школе, тем обеспокоеннее становятся родители. В последние годы многие из родителей стали уделять больше внимания вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на развитие детского мозга до трёхлетнего возраста? Более того, оказывается, что важен каждый месяц и даже день!
Гораздо легче научиться иностранному языку в раннем возрасте, когда ещё только начинается освоение родного языка. В школе это будет сделать сложнее, так как в уме уже сложится образец родного языка и будет трудно воспринимать образцы чужого.
Музыкальный слух, физические, художественные и математические способности тоже формируются в раннем возрасте, причём развитие одних способностей стимулирует развитие других. Например, правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие, так как в младенчестве мозг не развивается отдельно с физическим и сенсорным. Если же ребёнок болен и у него установлена задержка психического развития, то чем раньше начата коррекционная педагогическая работа, тем меньше будет отставание в развитии ребёнка. Допустим, психолог установил, что психическое развитие грудного ребёнка отстаёт от нормы на три месяца. «Всего-то!» - скажите вы.
Отставание в младенческий период на три месяца очень существенно, так как считается, что умственное развитие от рождения до трёх лет по своим возможностям аналогично развитию от 4 до 17 лет.
Раннее развитие не предполагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное в раннем развитии - введение нового опыта вовремя.
В жизни ребёнка есть этапы особой восприимчивости, так называемый сенситивные периоды, когда происходит скачкообразное прибавление опыта. Один такой период заканчивается к четырём годам.
Что можно сделать для повышения умственных способностей малыша?
1. Надо строить тесные взаимоотношения с ребёнком с самого первого дня его жизни, так как это-колыбель яркого интеллекта.
2. Сами живите полноценной жизнью - для ребёнка очень важно видеть, как его родители и окружающие люди проявляют свой интеллект.
3. Постараться обеспечить ребё нка разнообразными игрушками: Музыкальными инструментами, необходимыми принадлежностями для рисования, лепки, вырезания.
4. Поощрять ребёнка. Для него самая главная награда-внимание. Улыбнуться ребёнку, обнять его, подбодрить, похвалить, дать лакомый кусочек, повесить на видное место выполненную им работу-главное, не оставаться равнодушным и помнить, что поощрять следует только тогда, когда есть попытка выполнить задание или оно успешно выполнено.
5. Если вы будете делать правильные вещи в правильное время, ребёнок будет учиться всему с большей уверенностью и с большей лёгкостью.
6. На ранней стадии развития нельзя заниматься развитием какой-то одной из сторон психической деятельности, про другую «забыть».
Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».
Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Соединение «слово-палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Фольклорные песенки и потешки, благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.
Использование фольклорных пальчиковых песенок и потешек позволяет воспитателю отказаться от лишнего дидактизма, от волевых рутинных способов воспитания и обучения и перейти к истинно личностно-ориентированному способу общения с ребёнком, созданию ситуации успеха для него, способствовать формированию человека-творца.