Татьяна Стародубова
Как рассказать о дне Победы дошкольникам разного возраста
Патриотическое воспитание дошкольников, являясь одним из ключевых направлений образования, реализуется, в том числе и через знакомство детей с государственными праздниками. В частности, с Днём Победы. Перед нами встаёт вопрос выбора формы и содержания разговора об этом событии с детьми конкретной возрастной группы.
задачи разработки темы «День Победы» с детьми разного возраста
Возрастная группа Задачи
Первая младшая • объяснить суть праздника, а для этого дать начальные представления о войне (Родину защищала не только армия, но и все жители);
Публикация «Как рассказать о дне Победы дошкольникам разного возраста» размещена в разделах
• познакомить с понятиями: «боевая награда», «война», «враг», «победа», «ветеран», «салют», «памятник»;
• дать представления о самых известных военных песнях («День Победы», «Смуглянка» и др.).
Вторая младшая • формировать представление о ВОВ как о значимой части истории России (здесь уместен разговор о людских потерях, разрушениях городов);
• расширить словарь детей словами: «Великая Отечественная война», «фашист», «Вечный огонь», «потомок», «парад», «герой»;
• продолжать знакомить с известными песнями о войне.
Средняя группа • разъяснить, что мы должны быть благодарны за победу не только солдатам, но и труженикам тыла, в том числе детям;
• формировать понимание того, что война коснулась каждой семьи (у кого-то родственники воевали, а у кого-то работали в тылу);
• воспитывать чувство благодарности ветеранам за мирную жизнь.
Старшая • поощрять интерес изучения истории своей семьи в контексте участия родственников в ВОВ;
• обогащать словарь понятиями: «блокада», «оккупация»;
• развивать речь, вовлекая ребят в обсуждение того или иного вопроса по теме (например, в чём был подвиг детей в рассказе С. Алексеева «Брестская крепость»).
Подготовительная • обобщить полученные ранее знания о Дне Победы;
• стимулировать познавательный интерес в отношении изучения событий ВОВ;
• учиться выражать аргументированные оценочные суждения относительно важных событий войны (Сталинградская битва, блокада Ленинграда, оборона Москвы).
Первая младшая группа
Несмотря на возраст детей в материалах есть и объяснение, и наглядность, и художественная литература.
Объяснение
Разъяснение для малышей следует начинать с того, что День Победы — это праздник. Причё м фразу желательно сделать вопросительной: «А вы знаете, какой скоро праздник?» Это позволит привлечь внимание ребят. Далее формулируется объяснение.
«Когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, может, чуть старше вас нынешних, на нашей Родине началась война, так как на неё напали враги, пожелавшие, чтобы все жили по тем правилам, которые будут ими установлены. Но граждане страны не хотели так жить. Война длилась 4 года и закончилась нашей победой. К сожалению, многие жители погибли. Солдат, воевавших за Родину, награждали боевыми наградами. После войны их стали называть ветеранами, то есть опытными военными. В честь героев, сражавшихся с врагами, были установлены памятники, а ежегодно, 9 Мая, в день, когда была объявлена наша победа, празднуется День Победы. В этот день мы поздравляем ветеранов и друг друга с тем, что сегодня живём под мирным небом».
Стихотворения для первой младшей группы
Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:
• Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна.
Надевают наши деды Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.);
• В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день? (Н. Иванова);
• Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).
Наглядность
Слово педагога должно сопровождаться наглядностью. При этом, учитывая возраст ребят, акцент опять-таки делается именно на сам праздник, а не на исторический повод. То есть это могут быть изображения салюта, ветеранов с наградами, орденов, георгиевской ленты.
Фотогалерея: подборка фото для первой младшей группы
На Параде Победы можно увидеть современные образцы военной техники
В День Победы и взрослые, и дети отдают дань уважения и памяти подвигу прадедов
Рассказывая о Дне Победы, нужно упомянуть символы этого праздника, в частности, георгиевскую ленту, гвоздики.
Вторая младшая группа
Разъяснение того, что значит «День Победы», можно выстроить на основе материала, изученного в прошлом году.
Объяснение и беседа
Разговор с детьми на тему может строиться по вопросам:
• Какой праздник отмечается 9 Мая?
• Сколько длилась война?
• Кто сражался за нашу Родину?
• Кого мы называем ветеранами?
Такая беседа позволит педагогу выяснить, какие моменты нужно освежить в памяти детей, на чём сделать акцент в объяснении.
«Великой Отечественной войной называют четыре года, в которые наш народ защищал страну от врагов — фашистов. Великой эта война названа потому, что вся огромная страна была захвачена ею (педагог очерчивает на карте границы бывшего СССР, где проходили военные действия, а Отечественной — потому что воевала вся Родина — всё Отечество. Солдаты, сражавшиеся за будущие поколения, за потомков, стали настоящими героями, которых нужно помнить. Для нас и для тех, кто родится позже, важно знать и помнить о ВОВ. В честь погибших и воевавших установлены памятники по всей стране, а также Вечный огонь — символ памяти о страшных событиях. Каждый год по всей стране отмечается праздник День Победы с обязательным салютом в честь мира на нашей земле».
Художественная литература по теме
В рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше использовать рифмованные строки — их ритм привлекает внимание ребят и не даёт «заскучать» на длинном тексте. Среди подходящих произведений можно назвать:
• стихотворение В. Орлова «Брат мой в армию идёт»;
• День Победы 9 Мая — Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина);
• Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы —
Это значит — нет войны (А. Усачёв).
Педагог зачитывает стихотворение, а затем, на его основе, объясняет суть праздника.
Наглядные материалы
База картинок пополняется фотографиями солдат ВОВ, Парада Победы 1945 года. Кроме того, для иллюстрации разговора о Дне Победы можно включить мультимедийную презентацию или видеоролики, которые дети просматривают, а затем обсуждают с педагогом.
Первый Парад Победы был полон радости и слёз
В годы войны тысячи людей отправлялись в эвакуацию, чтобы не оказаться на оккупированной фашистами территории
Видео: мультфильм по сказке К. Паустовского «Солдатская сказка»
Средняя группа
В работе с детьми 4–5 лет объяснение вплетается в структуру беседы.
Объяснение и беседа
В разговоре педагог останавливается на тех моментах, понимание которых вызывает затруднение у ребят. Например, как дети могли помочь одержать победу, оставаясь в тылу. Беседу удобно выстраивать по вопросам к тексту стихотворения:
• Ребята, понравилось ли вам стихотворение Т. Белозёрова «День Победы»?
• О ком и о чём оно?
• Что в стихотворении вам было непонятно?
На основании ответов на последний вопрос педагог строит своё объяснение, обязательно оговаривая даты начала и окончания войны.
Примерами выстраивания структуры беседы могут быть публикации:
• Гладко С. А. – материал интересен лаконичностью и информативностью объяснений педагога;
• Головиной В. М. – в беседу включены также рассказы ребят о своих воевавших родственниках;
• Коротаева С. Г. – беседа интересна тем, что в структуру введена информация о Г. К. Жукове — герое ВОВ.
Художественная литература
Список литературных произведений для средней группы расширяется прозаической формой. В рассказ о Дне Победы воспитатель может включать отдельные цитаты или отрывки. Например, говоря об уважении к ветеранам, почитании их подвигов, можно привести в пример Игорька, который решил взять поносить дедушкин орден в рассказе А. Митяева.
В подборку художественных произведений можно включить:
• повесть С. Георгиевской «Галина мама» (например, отрывок о том, как Галиной маме вручали орден, какие слова говорили в контексте разъяснения того, что такое подвиг в годы войны);
• рассказы Л. Кассиля о героях войны «Твои защитники» (тексты небольшие, поэтому они могут быть основой для беседы по теме).
• Иллюстрацией мысли о важности помнить и уважать героев войны может служить стихотворение М. Исаковского «Навек запомни».
Наглядность
В список обязательных иллюстраций для разговора о Дне Победы в средней группе включаются:
• фото маршала Жукова, принимающего парад Победы;
• фотография серии «Знамя Победы над рейхстагом»;
• фото Могилы Неизвестного Солдата (в Москве и родном городе).
Можно использовать готовые презентация для иллюстрации беседы о Дне Победы.
Фотогалерея: подборка фотоматериалов для средней группы
Возложение цветов к военным памятникам является традицией
Вечный огонь является символом памяти потомков о подвиге дедов на войне
Материалы для старших дошкольников
Для старшей группы рассказ о Дне Победы, о войне становится более личным, то есть с подключением информации из истории семей воспитанников. В подготовительной группе всё изученное обобщается, поэтому особых отличий в плане формы и содержания в беседах о праздновании 9 Мая в этих группах не будет.
Беседа
Разработка темы праздника идёт в беседе. Обычно педагог предлагает какое-то литературное произведение, которое дети обсуждают, а затем под его суть подстраиваются небольшие рассказы ребят о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ. «Поводом» для беседы могут быть такие стихотворения:
• День Победы — праздник всей страны!
Празднуют и взрослые, и дети.
Чтобы в мире не было войны,
Человек Земли за всё в ответе.
Пусть улыбнётся солнце на рассвете,
И радостью прольётся в каждый дом.
Пусть веселятся дети на планете.
И будет ясным синий небосклон.
Хоть сейчас мы маленький народ.
Мир построить на Земле готовы.
Чтоб сберечь планету от невзгод,
Скинем мы с неё войны оковы.
Чтоб услышать детский смех весной,
В голубых объятиях эфира,
Нужно дружно жить одной семьёй,
Постараться всем народам мира (Г. Рукосуева);
• Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда — в сорок пятом!
Вы кровью и потом
Добыли Победу.
Вы молоды были,
Сейчас — уже деды.
Мы эту победу —
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям! (Ольга Маслова);
• Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, За мирный дом,
За мир, в котором мы живём! (М. Владимов);
• стихотворение С. Михалкова «После победы» (текст можно использовать как своего рода клятву героям войны, обещание не забывать их подвиг).
Помочь старшим дошколятам составить целостное представление о том, что Победа — заслуга не только солдат, но и тружеников тыла.
Художественная литература
В подборку художественных текстов — отрывками или в виде пересказа педагога — в беседу можно включить:
• рассказ Г. Черкашина «Кукла» (текстом можно проиллюстрировать объяснение, что такое «блокада Ленинграда» – как в семье девочки топили печку стульями, ходили на речку за водой и пили воду вместо чая, называя напиток «белая ночь»);
• рассказ С. Алексеева С. Алексеева «Брестская крепость», в котором описывается подвиг солдат и их детей (дети отказались от воды, чтобы напиться смогли солдаты, оборонявшие город).
Наглядность
Основой наглядного блока для рассказа о Дне Победы должны быть фотографии из семейных архивов детей с родственниками, принимавшими участие в ВОВ, а также памятники победы. В начале разговора можно, как и в предыдущие годы, использовать презентации, например:
• Гребневой Т. В. с рассказом о масштабности военных действий;
• Мироновой Г. А. с описанием подвига детей и женщин, а также материалами о блокаде Ленинграда;
• Соловьёвой М. Н. (комментарии к слайдам можно найти здесь) – в материалах в обобщённом виде представлена вся изученная по теме войны и Победы информация.
Кроме того, для обобщения знаний ребят по теме в качестве основы для беседы можно посмотреть видеоролик «Дедушка, скажи, как всё начиналось» (https://www.youtube.com/watch?v=6uYD2fA41Hw). После просмотра ребята отвечают на такие вопросы:
• Что натолкнуло мальчика на мысль, спросить дедушку о войне?
• Какую цель преследовали фашисты, развязывая войну?
• Кто стоял во главе фашистов?
Фотогалерея: подборка фотоматериалов для старшего дошкольного возраста
Педагог обращает внимание ребят, что памятник может быть не один, а несколько, объединённых в комплекс, например, Мемориальный комплекс «Курская дуга» в Курске
Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни транспортную магистраль через Ладожское озеро
Памятник Воинам-освободителям в Киеве выделяется оригинальностью: во-первых, солдат не стоит, а сидит, и во-вторых, кроме решительности, в его взгляде читается огромная усталость
Видео: «Дедушка, расскажи о войне» – рассказ о войне https://www.youtube.com/watch?v=6uYD2fA41Hw
День Победы является одним из самых ярких патриотических праздников. И в детских садах торжественные мероприятия по этому поводу начинаются с тематического рассказа или беседы педагога с детьми о том, что такое война, к каким потерям и последствиям она ведёт. Поскольку тема предполагает ежегодное к ней обращение, задача взрослого подобрать форму и содержание этого рассказа под возраст детей.