вера александровна шаволина
Консультация «Как рассказать о Дне Победы дошкольникам младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Как рассказать о Дне Победы дошкольникам младшего возраста
Патриотическое воспитание дошкольников, являясь одним из ключевых направлений образования, реализуется, в том числе и через знакомство детей с государственными праздниками. В частности, с Днём Победы. Но готовясь к мероприятиям, посвящённым 9 Мая, перед педагогом встаёт вопрос выбора формы и содержания разговора об этом событии с детьми младшей возрастной группы.
Содержание
1 Особенности объяснения дошкольникам значения Дня Победы
Публикация «Консультация „Как рассказать о Дне Победы дошкольникам младшего возраста“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для родителей
- Темочки
1.1 Задачи разработки темы «День Победы» с детьми младшего возраста
2 Подборка для первой младшей группы
2.1 Объяснение
2.2 Стихотворения для первой младшей группы
2.3 Наглядность
2.3.1 Фотогалерея: подборка фото для первой младшей группы
3 Подборка для второй младшей группы
3.1 Объяснение и беседа
3.2 Художественная литература по теме
3.3 Наглядные материалы
3.3.1 Фотогалерея: подборка фотоматериалов для второй младшей группы
3.3.2 Видео: мультфильм по сказке К. Паустовского «Солдатская сказка»
1. Особенности объяснения дошкольникам значения Дня Победы
Тема «День Победы», согласно ФГОС, включается в рабочую программу ежегодно начиная с первой младшей группы. Целями введения этой темы в учебно-воспитательный процесс является:
расширение багажа знаний о героическом прошлом Родины;
формирование представлений о таких понятиях, как «героизм», «подвиг»;
воспитание гордости за подвиг народа в войне против фашизма.
Чтобы выбрать подходящую и доступную форму объяснения сути праздника, подобрать материал, нужно учитывать задачи разработки темы в младших группах детского сада.
1.1 Задачи разработки темы «День Победы» с детьми младшего возраста
Первая младшая
• объяснить суть праздника, а для этого дать начальные представления о войне (Родину защищала не только армия, но и все жители);
• познакомить с понятиями: «боевая награда», «война», «враг», «победа», «ветеран», «салют», «памятник»;
• дать представления о самых известных военных песнях («День Победы», «Смуглянка» и др.).
Вторая младшая
• формировать представление о ВОВ как о значимой части истории России (здесь уместен разговор о людских потерях, разрушениях городов);
• расширить словарь детей словами: «Великая Отечественная война», «фашист», «Вечный огонь», «потомок», «парад», «герой»;
• продолжать знакомить с известными песнями о войне.
Работа с темой может быть организована на занятии, а также на экскурсии к Памятнику неизвестному солдату.
Рассказ о Дне Победы в контексте организации тематического занятия носит характер предварительной работы по теме, поэтому проводится накануне торжества.
Для рассказа о Дне Победы стоит обратиться к:
- объяснению (ведущая форма изложения материала в младших группах)
- беседе (подключается в арсенал приёмов работы с детьми со второй младшей группы.
- художественной литературе — поэзии и прозе;
- подключению наглядных материалов — обязательному сопровождению всех других приёмов объяснения темы (презентациям, картинкам, фото, видеороликам, так как у дошколят ведущим является зрительный канал восприятия информации.
Формы для раскрытия темы могут комбинироваться, но при этом они должны соответствовать уровню развития ребят и образовательным задачам.
Закрепить знания, полученные в ходе обсуждения Дня Победы, дети могут с помощью раскрасок в младших группах а создании тематических рисунков в семье при помощи родителей.
2. Подборка для первой младшей группы
Несмотря на возраст детей в материалах есть и объяснение, и наглядность, и художественная литература.
2.1 Объяснение
Разъяснение для малышей следует начинать с того, что День Победы — это праздник. Причём фразу желательно сделать вопросительной: «А вы знаете, какой скоро праздник?» Это позволит привлечь внимание ребят. Далее формулируется объяснение.
«Когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, может, чуть старше вас нынешних, на нашей Родине началась война, так как на неё напали враги, пожелавшие, чтобы все жили по тем правилам, которые будут ими установлены. Но граждане страны не хотели так жить. Война длилась 4 года и закончилась нашей победой. К сожалению, многие жители погибли. Солдат, воевавших за Родину, награждали боевыми наградами. После войны их стали называть ветеранами, то есть опытными военными. В честь героев, сражавшихся с врагами, были установлены памятники, а ежегодно, 9 Мая, в день, когда была объявлена наша победа, празднуется День Победы. В этот день мы поздравляем ветеранов и друг друга с тем, что сегодня живём под мирным небом».
2.2 Стихотворения для первой младшей группы
Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:
1. Майский праздник
— День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.);
2. В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день? (Н. Иванова);
3. Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят
, В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).
2.3 Наглядность
Слово педагога должно сопровождаться наглядностью. При этом, учитывая возраст ребят, акцент опять-таки делается именно на сам праздник, а не на исторический повод. То есть это могут быть изображения салюта, ветеранов с наградами, орденов, георгиевской ленты.
2.3.1 Фотогалерея: подборка фото для первой младшей группы
Рассказывая о Дне Победы, нужно упомянуть символы этого праздника, в частности, георгиевскую ленту, гвоздики
3.Подборка для второй младшей группы
Разъяснение того, что значит «День Победы», можно выстроить на основе материала, изученного в прошлом году.
3.1 Объяснение и беседа
Разговор с детьми на тему может строиться по вопросам:
Какой праздник отмечается 9 Мая?
Сколько длилась война?
Кто сражался за нашу Родину?
Кого мы называем ветеранами?
Такая беседа позволит педагогу выяснить, какие моменты нужно освежить в памяти детей, на чём сделать акцент в объяснении.
В качестве «скелета» разъяснения материала под задачи изучения темы во второй младшей группе в своей педагогической деятельности я использую следующий.
«Великой Отечественной войной называют четыре года, в которые наш народ защищал страну от врагов — фашистов. Великой эта война названа потому, что вся огромная страна была захвачена ею (педагог очерчивает на карте границы бывшего СССР, где проходили военные действия, а Отечественной — потому что воевала вся Родина — всё Отечество. Солдаты, сражавшиеся за будущие поколения, за потомков, стали настоящими героями, которых нужно помнить. Для нас и для тех, кто родится позже, важно знать и помнить о ВОВ. В честь погибших и воевавших установлены памятники по всей стране, а также Вечный огонь — символ памяти о страшных событиях. Каждый год по всей стране отмечается праздник День Победы с обязательным салютом в честь мира на нашей земле».
3.2 Художественная литература по теме
В рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше использовать рифмованные строки — их ритм привлекает внимание ребят и не даёт «заскучать» на длинном тексте, но и про прозу не забываем. Среди подходящих произведений можно назвать:
- Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».
- «Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.
- Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.
А. Барто «Флажок», «Самолёт», «Кораблик»
В. Шипунова «Мой флажок»
Э. Мошковская «Мчится поезд»
стихотворение В. Орлова «Брат мой в армию идёт»;
Почему играют марши,
Улыбается народ?
Потому что брат мой старший
Нынче в армию идёт!
И хотя останусь дома,
Я братишке помогу.
Все ракеты мне знакомы,
Быть наводчиком могу.
Если станет он пилотом –
Смастерю я самолёт.
Мы готовимся к полётам:
Он пилот и я пилот.
Попадёт в десант воздушный –
Я со стула прыгну в бой,
И раскроется послушно
Мамин зонтик надо мной.
Если станет он танкистом –
Я надену шлемофон.
Если станет он связистом –
У меня есть телефон.
Попадёт в военный флот –
Двину крейсеры в поход,
А потом подводные
Лодки быстроходные.
Если вдруг братишка мой
Попадёт в десант морской –
У меня бушлат, ремень
И беретка набекрень.
Если станет он сапёром –
Мостик я построю вмиг.
Если станет он шофёром –
У меня есть грузовик.
Попадёт в пехоту брат –
У меня есть автомат,
Быстрый бронетранспортёр –
Электрический мотор.
Станет поваром мой брат –
За меня он будет рад:
Всё, что мне сейчас дают,
Я съедаю в пять минут.
Я хочу, как брат мой старший,
Стать защитником страны,
День и ночь Отчизну нашу
Охраняя от войны.
Софья Абрамовна Могилевская «Сказка о громком барабане»
Барабан висел на стене между окнами, как раз напротив кровати, где спал мальчик.
Это был старый военный барабан, сильно потёртый с боков, но ещё крепкий. Кожа на нём была туго натянута, а палочек не было. И барабан всегда молчал, никто не слыхал его голоса.
Однажды вечером, когда мальчик лёг спать, в комнату вошли дедушка и бабушка. В руках они несли круглый свёрток в коричневой бумаге.
– Спит, – сказала бабушка.
– Ну, куда нам это повесить? – сказал дедушка, показывая на свёрток.
– Над кроваткой, над его кроваткой, – зашептала бабушка.
Но дедушка посмотрел на старый военный барабан и сказал:
– Нет. Мы повесим его под барабаном нашего Ларика. Это хорошее место.
Они развернули свёрток. И что же? В нём оказался новый жёлтый барабанчик с двумя деревянными палочками.
Дедушка повесил его под большим барабаном, они полюбовались им, а потом ушли из комнаты…
И тут мальчик открыл глаза.
Он открыл глаза и засмеялся, потому что вовсе не спал, а притворялся.
Он спрыгнул с кровати, босиком побежал туда, где висел новый жёлтый барабанчик, придвинул стул поближе к стене, вскарабкался на него и взял в руки барабанные палочки.
Сначала он тихонько ударил по барабанчику лишь одной палочкой. И барабанчик весело откликнулся: трам-там!
Тогда он ударил и второй палочкой. Барабанчик ответил ещё веселее: трам-там-там!
Что за славный был барабан!
И вдруг мальчик поднял глаза на большой военный барабан. Раньше, когда у него не было этих крепких деревянных палочек, он даже со стула не мог дотронуться до большого барабана. А теперь?
Мальчик встал на цыпочки, потянулся вверх и крепко ударил палочкой по большому барабану. И барабан прогудел ему в ответ тихо и печально…
Это было очень-очень давно. Тогда бабушка была ещё маленькой девочкой с толстыми косичками.
И был у бабушки брат. Его звали Ларик. Это был весёлый, красивый и смелый мальчик. Он лучше всех играл в городки, быстрее всех бегал на коньках, и учился он тоже лучше всех.
Ранней весной рабочие того города, где жил Ларик, стали собирать отряд, чтобы идти бороться за Советскую власть.
Ларику тогда было тринадцать лет.
Он пошёл к командиру отряда и сказал ему:
– Запишите меня в отряд. Я тоже пойду драться с белыми.
– А сколько тебе лет? – спросил командир.
– Пятнадцать! – не моргнув ответил Ларик.
– Будто? – спросил командир. И повторил снова: – Будто?
– Да, – сказал Ларик.
Но командир покачал головой:
– Нет, нельзя, ты слишком молод…
И Ларик должен был уйти ни с чем. И вдруг возле окна, на стуле, он увидел новый военный барабан. Барабан был красивый, с блестящим медным ободком, с туго натянутой кожей. Две деревянные палочки лежали рядом.
Ларик остановился, посмотрел на барабан и сказал:
– Я могу играть на барабане…
– Неужели? – обрадовался командир. – А попробуй-ка!
Ларик перекинул барабанные ремни через плечо, взял в руки палочки и ударил одной из них по тугому верху. Палочка отскочила, будто пружинная, а барабан ответил весёлым баском:
– Бум!
Ларик ударил другой палочкой.
– Бум! – снова ответил барабан.
И уж тогда Ларик стал барабанить двумя палочками.
Ух, как они заплясали у него в руках! Они просто не знали удержу, они просто не могли остановиться. Они отбивали такую дробь, что хотелось встать, выпрямиться и шагать вперёд!
Раз-два! Раз-два! Раз-два!
И Ларик остался в отряде.
На следующее утро отряд уезжал из города. Когда поезд тронулся, из открытых дверей теплушки раздалась весёлая песенка Ларика:
Бам-бара-бам-бам, Бам-бам-бам! Впереди всех барабан, Командир и барабанщик.
Ларик и барабан сразу стали товарищами. По утрам они просыпались раньше всех.
– Здорово, приятель! – говорил Ларик своему барабану и легонько шлёпал его ладонью.
Здо-ро-во! – гудел в ответ барабан. И они принимались за работу.
В отряде не было даже горна. Ларик с барабаном были единственными музыкантами. По утрам они играли побудку:
Бам-бара-бам, Бам-бам-бам! С добрым утром, Бам-бара-бам!
Это была славная утренняя песня!
Когда отряд шёл походным маршем, у них была припасена другая песня. Руки Ларика никогда не уставали, и голос барабана не умолкал всю дорогу. Бойцам было легче шагать по топким осенним дорогам. Подпевая своему барабану, они шли от привала к привалу, от привала к привалу…
И вечером на привалах барабану тоже находилась работа. Только ему одному, конечно, справиться было трудно.
Он только начинал:
Эх! Бам-бара-бам, Бам-бара-бам! Веселей всех Барабан!
Сразу же подхватывали деревянные ложки:
И мы тоже ловко бьём, Бим-бири-бом, Бим-бири-бом!
Потом вступали четыре гребешка:
Не отстанем мы от вас, Бимс-бамс, бимс-бамс!
И уже последние начинали губные гармошки.
Вот это было веселье! Такой замечательный оркестр можно было слушать хоть всю ночь.
Но была у барабана и Ларика ещё одна песня. И эта песня была самая громкая и самая нужная. Где бы ни были бойцы, они сразу узнавали голос своего барабана из тысячи других барабанных голосов. Да, если нужно было, Ларик умел бить тревогу…
Прошла зима. Снова наступила весна. Ларику шёл уже пятнадцатый год.
Красногвардейский отряд снова вернулся в тот город, где вырос Ларик. Красногвардейцы шли разведчиками впереди большой сильной армии, и враг убегал, прячась, скрываясь, нанося удары из-за угла.
Отряд подошёл к городу поздно вечером. Было темно, и командир приказал остановиться на ночлег возле леса, недалеко от полотна железной дороги.
– Целый год я не видал отца, матери и младшей сестрёнки, – сказал Ларик командиру. – Я даже не знаю, живы ли они. Можно их навестить? Они живут за тем леском.
– Что ж, иди, – сказал командир.
И Ларик пошёл.
Он шёл и чуть слышно насвистывал. Под ногами в мелких весенних лужицах булькала вода. Было светло от луны. За спиной у Ларика висел его боевой товарищ – военный барабан.
Узнают ли его дома? Нет, младшая сестрёнка, конечно, не узнает. Он нащупал в кармане два розовых пряника. Этот гостинец он давно припас для неё…
Он подошёл к опушке. Как здесь было хорошо! Лес стоял тихий-тихий, весь посеребрённый лунным светом.
Ларик остановился. От высокой ели падала тень. Ларик стоял, укрытый этой чёрной тенью.
Вдруг тихо щёлкнула сухая ветка.
Одна справа. Другая слева. За спиной…
На опушку вышли люди. Их было много. Они шли длинной цепью. Винтовки наперевес. Двое остановились почти рядом с Лариком. На плечах белогвардейские погоны. Один офицер сказал другому очень тихо:
– Часть солдат идёт со стороны леса. Другая – вдоль железнодорожной линии. Остальные заходят с тыла.
– Мы замкнём их в кольцо и уничтожим, – сказал второй.
И, крадучись, они прошли мимо.
Это были враги.
Ларик глубоко вздохнул. Он стоял в тени. Его не заметили.
Ларик потёр ладонью горячий лоб. Всё понятно. Значит, часть солдат идёт из леса. Другие заходят с тыла. Часть – вдоль полотна железной дороги…
Белые хотят замкнуть их отряд в кольцо и уничтожить.
Нужно бежать туда, к своим, к красным. Нужно предупредить, и как можно скорее.
Но разве он успеет? Они могут опередить его. Они могут поймать его по дороге…
И Ларик повернул к себе свой боевой барабан, вынул из-за ремня деревянные палочки и, широко взмахнув руками, ударил по барабану.
Тревога!
Это прозвучало, как выстрел, как тысяча коротких ружейных залпов.
Тревога!
Весь лес откликнулся, загудел, забарабанил громким эхом, будто возле каждого дерева стоял маленький смелый барабанщик и бил в боевой барабан.
Ларик стоял под елью и видел, как к нему со всех сторон устремились враги. Но он не двинулся с места. Он только колотил, колотил, колотил в барабан. Это была их последняя песня – песня боевой тревоги.
И только когда что-то ударило Ларика в висок, и он упал, барабанные палочки сами выпали у него из рук…
Ларик уже не мог видеть, как навстречу врагу с винтовками наперевес устремились красные бойцы и как побеждённый враг бежал и со стороны леса, и со стороны города, и оттуда, где блестели тонкие линии железнодорожного полотна.
Утром в лесу снова стало тихо. Деревья, стряхивая капли влаги, поднимали к солнцу прозрачные верхушки, и только у старой ели широкие ветви лежали совсем на земле.
Бойцы принесли Ларика домой. Глаза его были закрыты.
Барабан был с ним. Только палочки остались в лесу, там, где они выпали у Ларика из рук.
И барабан повесили на стену.
Он прогудел последний раз – громко и печально, будто прощаясь со своим славным боевым товарищем.
Вот что рассказал мальчику старый боевой барабан.
Мальчик тихонько слез со стула и на цыпочках вернулся в постель.
Он долго лежал с открытыми глазами, и ему казалось, будто он идёт по широкой красивой улице и крепко колотит в свой новый жёлтый барабанчик. Голос у барабанчика громкий, смелый, и они вместе поют любимую песенку Ларика:
Бам бара-бам, Бам бара-бам! Впереди всех барабан, Командир и барабанщик.
День Победы 9 Мая
— Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина);
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы
— Это значит — нет войны (А. Усачёв).
Эмма Мошковская «Мчится поезд»
Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит, –
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
В. Шипунова «Мой флажок»
«В небе солнечный кружок
Дует теплый ветерок.
У меня в руке флажок.
Мне нести не тяжело.
Треплет маленький флажок
Ветерок-проказник.
Это очень хорошо,
Значит, скоро праздник!»
В. Шипунова «Мой флаг»
«Несу я флаг в одной руке,
А солнце гладит по щеке.
Шаг, шаг, шаг!
Мой плывет флаг.
Не оступлюсь, не упаду!
Я рядом с дедушкой иду!
Шаг, шаг, шаг!
Мой плывет флаг»
Педагог зачитывает стихотворение, а затем, на его основе, объясняет суть праздника.
3.3 Наглядные материалы
База картинок пополняется фотографиями солдат ВОВ, Парада Победы 1945 года. Кроме того, для иллюстрации разговора о Дне Победы можно включить мультимедийную презентацию или видеоролики, которые дети просматривают, а затем обсуждают с педагогом.
3.3.1 Фотогалерея: подборка фотоматериалов для второй младшей группы