Татьяна Горюнова
Консультация «Как работать с одаренными детьми?»
▼ Скачать + Заказать документы
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
Одаренные дети—ценная и очень хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой научный и культурный потенциал, от них зависит то как будут развиваться наука, техника, культура. По мнению ученых, около 5% детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальности, рождаются одаренными. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач образовательной практики, которую начинаем проводить уже в ДОУ на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.
Публикация «Консультация „Как работать с одаренными детьми?“» размещена в разделах
В нашем образовательном учреждении осуществляется работа с одаренными детьми. Основными направлениями работы является : диагностика и обеспечение развития воспитанников. Вначале проводится первичная диагностика и наблюдения, а также последующие индивидуальные обследования. Анализ, полученных в ходе обследований результатов, позволяет сделать выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.
Наиболее эффективными являются следующие технологии: проектная и исследовательская деятельность, индивидуальное общение с ребенком, детское экспериментирование, моделирование ситуации.
Работа над проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается широким, и он постоянно возрастает так ка дети начинают добывать знания самостоятельно, привлекая доступные средства. Реализованные в группе проекты «Покормите птиц», «Откуда к нам пришла вода», «Малые города в историии ВО войны» не только обогатили воспитанников знаниями, стимулировали их познавательную активность, но и оказали большое влияние на содержание сюжетно-ролевых игр, взаимоотношения между детьми.
Одаренные дети больше предпочитают проблемные ситуации, задачи-загадки, находя для себя смысл в познании, в решении проблем. Эффективным в развитии детей является формирование умения создавать и использовать образы, передающие общее строение предметов, соотношение их основных признаков или частей. Способность к такому моделированию обнаруживается, когда ребенок создает в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка.
В работе с одаренными детьми используются индивидуальные и подгрупповые формы работы. На подгрупповых занятиях для максимально возможного развития таких воспитанников, детям предлагаются различные виды деятельности, творческие задания, отличные от заданий для других детей.
Необходимым условием для развития одаренности является создание предметно-развивающей среды, обеспечивающее всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка. В нашей группе оборудованы центры: детской книги и театра, изодеятельности, экспериментирования, конструирования, развивающих игр, патриотический центр, физкультурный и т. д.
Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В рамках дополнительного образования в нашей группе организован кружок «Маленький исследователь» для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является развитие познавательной активности посредством экспериментальной и исследовательской деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет воспитанникам погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Для осуществления занятий в кружке мною была разработана рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет на 2 учебных года. Образовательная деятельность, включающая детей в познавательно-исследовательскую деятельность, способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности применяются тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов. В работе с одаренными детьми применяю также метод проектов. С учё том интересов и способностей ребенка предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания, проявить и развить свой талант. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, перед ребенком стоит конкретная задача, при решении которой происходит развитие самостоятельности, придумывание ребенком своих новых идей.
Применяемая мною программа дополнительного образования способствует развитию познавательных интересов детей, любознательности, расширению опыта ориентировки в окружающем, формированию познавательных действий, развитию воображения и творческой активности.
Важную роль в развитии одаренных детей играет тесное взаимодействие с родителями. С этой целью используются активные формы работы с с семьёй : встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, день открытых дверей, совместные творческие работы родителей и детей, проекты, поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ с вручением грамот, благодарственных писем, компьютерные презентации из жизни воспитанников группы, деловые игры. Благодаря этим формам работы с семьями обозначились положительные тенденции в сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании и развитии детей с ярко выраженными способностями.
Создание условий, использование эффективных технологий и форм работы, помогающих распознавать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС ДО.