Наталья Поликухина
Как помочь воспитателю пройти аттестацию
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель МБОУ "Дороховская СОШ" дошкольное отделение
Рузский г. о.
Как помочь воспитателю пройти аттестацию
Организация методического и психологического сопровождения аттестуемого
Основные задачи аттестации :
• Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
• Обеспечение педагогическим работникам образовательных учреждений, возможности повышения уровня оплаты труда.
Публикация «Как помочь воспитателю пройти аттестацию» размещена в разделах
В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период.
Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методического сопровождения и поддержки педагога дошкольного образования в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития.
Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.
Куда входит:
• Выбор и реализация актуального направления
• Совершенствование аналитико – проектировочных умений педагога
• Посещение семинаров по выбранному актуальному направлению
• Глубокое изучение от 1 до 3х тем.
• Повышение квалификации 1 раз в 3 года
Факторы эффективной организации аттестационного процесса :
• Четкое определение функций участников образовательного процесса при подготовке и прохождении аттестации.
• Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций и установление доверительных отношений.
• Составление плана методического сопровождения педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования.
• Комплектация нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.
• Оформление документов, необходимых для успешного прохождения аттестации
Вместе с тем необходимо выделить ряд проблем, существенно осложняющих процедуру аттестации, среди них:
1. Недостаточный учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации. Кроме того, педагоги болезненно относятся ко всякого рода вмешательству в свою профессиональную деятельность, к оценке их труда.
2. Непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности педагога и, как следствие, выбор для себя в ходе подготовки и проведения аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.
3. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых. Недостаточно четко формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами: кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога.
Для успешного решения этих задач была разработана модель взаимодействия администрации в лице заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе (далее читать — «методист») и педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.
Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?
Для себя мы выделили ряд задач, решение которых осуществляется пошагово:
Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.
Второй шаг — определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.
Третий шаг — построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого, где акцент в проведении аттестации смещен на межаттестационный период.
Современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подбору, подготовке, организации деятельности кадров, но и их оценке. Это становится фактором повышения роли аттестации как важнейшей организационно-правовой формы оценки профессионального труда работника.
Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, требуют существенных изменений в целях, методах и технологиях работы методической и психологической службы учреждения.
Все большее значение придают сегодня сами педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.
Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследования, обучения и практическое решение.
Эта работа ведется в три этапа:
—подготовительныйэтап;
—«Партнерство»;
— этап проведения и анализа аттестации.
ЭТАПЫ АТТЕСТАЦИИ
Первый этап — подготовительный
Цель подготовительного этапа: формирование у аттестующегося представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.
Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса :
1. Четко определенные цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации :
— Заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;
— Методист организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;
— Педагог-психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.
Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе
— Аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;
— Эксперт проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным крите-риям.
2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления доверительных отношений с педагогом.
3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа (Приложение 1) и анкетирования (Приложение 2).
4. Комплектование банка нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.
5. Оформление документов, необходимых педагогу для участия в аттестации.
На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную деятельность за некоторый период (но не более 5 лет).
Второй этап — «Партнерство»
Цель данного этапа: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых.
Работа на данном этапе проводится в нескольких направлениях:
1. Диагностическое направление, которое позволяет дать объективную оценку педагогической деятельности, выявить уровень воспитательно-образовательной работы. На основе проведенного психолого-педагогического анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.
Оценка деятельности педагога представляет собой сложный интегральный показатель, включающий в себя отражение целой совокупности факторов. Данная оценка должна соответствовать следующего рода требованиям:
— объективность (предполагает оценку педагога по конечному результату его деятельности);
— универсальность (предложенные критерии должны быть применимы для педагога ДОУ);
— точность (строгое соблюдение определенных правил при оценивании педагогов);
— надежность (требует проверки выдвинутых критериев на практике);
— гибкость (наряду с жесткими показателями оценка должна включать интегральные критерии, позволяющие развивать приоритетное направление работы педагога);
— своевременность.
С нашей точки зрения комплексная оценка деятельности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально важных личностных качеств, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста и психолого-педагогической экспертизы.
Результаты диагностики становятся исходным пунктом для развивающей деятельности, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между диагностикой и развивающей деятельностью опосредованная, она преломляется через функцию психолого-педагогического анализа.
Итак, главная задача нашей деятельности — не в том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению своих профессиональных проблем. Только от желания самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации. Для роста педагогического мастерства и развития педагогических способностей педагогов мы взяли за основу по рекомендации А. К. Марковой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности:
— педагогические способности: коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;
— профессиональные знания: методики преподавания, знания педагогики и психологии;
— гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы;
— педагогическая техника: умение управлять собой, умение взаимодействовать.
2. Развивающее направление. Это создание рациональной системы мероприятий, которая воздействует на работу педагога через:
— внесение поправок и устранение недочетов;
— обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на этапе «Партнерство» :
— расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин;
— повышение уровня профессионализма и психологической компетентности;
— создание условий для возможности проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую, экспериментальную деятельность;
— развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;
— формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.
Система мероприятий, проводимых в рамках модели, на данном этапе направлена на достижение педагогом цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах.
Здесь главным для нас является реализация индивидуального подхода, создание условий для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства» (Приложение 3).
Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе и своего отношения к членам коллектива. От нее зависит активность личности и стремление к самосовершенствованию. Педагогический стаж, особенности профессионально-педагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние.
На этом этапе мы также стараемся учесть те условия, которые необходимы для обеспечения профессионального выполнения развивающей функции воспитателя с учетом современных требований. Под развивающей функцией мы понимаем деятельность педагога, направленную на научно обоснованное (психологически оправданное) стимулирование психического развития дошкольников, которое базируется на совокупности специальных условий, методов и средств (психодиагностических и развивающих, а также собственной позиции педагога-профессионала. Профессиональное выполнение развивающей функции обеспечивается содержанием знаний, умений и профессионально-личностных качеств.
Определяя сущность и содержание развивающей функции, мы проанализировали имеющиеся позиции по данной проблеме.
Авторы, говоря о данной функции, в первую очередь подразумевают деятельность педагога, направленную на развитие умственных способностей, познавательной активности и самостоятельности (Е. В. Петрова, В. В. Богословский, О. В. Лешер и др.). При этом отмечается тесная связь обучения и развития.
Развивающее воздействие педагога нацелено на всю личность ребенка в целом. А. А. Реан и Я. Л. Коломинский считают, что образовательное учреждение как социальный институт должно осуществлять развитие детей в следующих направлениях:
— развитие интеллекта;
— развитие социальной сферы;
— развитие устойчивости к стрессам;
— развитие уверенности в себе и самопринятия;
— развитие позитивного отношения к миру и принятия других;
— развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.
Таким образом, наиболее перспективными и оптимальными с точки зрения современных педагогических ценностей являются условия, в которых упор делается на развитие всех сторон личности ребенка. Эти ценности и определяют требования к знаниям, умениям и профессионально-личностным качествам педагогов нашего учреждения. Для этого нами были выделены основные критерии психологического и методического анализа деятельности аттестуемого педагога (Приложение 4).
Коррекционное направление предполагает профессиональную поддержку и оказание помощи аттестуемому в преодолении проблем:
— формирование у педагога интереса к практической психологии;
— предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности;
— формирование способности к восприятию нового;
— коррекция нарушений личностных дисгармоний и мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, и т. д.
Показателями эффективности нашей работы на этапе «Партнерство» являются:
— повышение психологопедагогической компетентности педагогов;
— улучшение эмоционального самочувствия педагогов;
— снятие напряжения и чувства дискомфорта;
— создание наиболее комфортных условий для развития всех сторон личности ребенка.
Третий этап — проведение и анализ аттестации
На этом этапе определяются цели и задачи по представлению аттестующимся результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Здесь проходит обобщение педагогического опыта, вынесение итогового решения экспертов и заполнение аттестационного листа. Председатель аттестационной комиссии объявляет итоговую оценку с выводами о педагоге как о специалисте с точки зрения организации воспитательно-образовательной работы с детьми, родителями, коллегами, и как о личности, обладающей определенными качествами.
Как оценить нашу деятельность? Как проследить рост профессиональноличностных качеств педагога?
План психологопедагогического сопровождения аттестуемого на этапе проведения и анализа аттестации
Содержание Участники Результат
Старший воспитатель Педагог-психолог
Проведение аттестации внутри ДОУ Изучение документов, приложений, результатов анкетирования.
Проведение аттестации на основе выбранной формы (просмотр открытого занятия, собеседование, экзамен) Составление экспертного заключения.
Аттестация педагогов ДОУ.
Повышение уровня научно-методической культуры педагогов
Такой подход к аттестации педагогических кадров внутри учреждения позволяет избежать многих проблем в организации педагогического процесса, повысить качество образования и мастерство наших педагогов.