Любовь СтаниславовнаЛомоносова
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку стать самостоятельным»
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребёнку стать самостоятельным.
Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Как же помочь ребёнку стать самостоятельным?
Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза. До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям». Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребёнку стать самостоятельным“» размещена в разделах
Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела.
Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:
требовательными,
неуверенными в себе,
склонными к депрессивным переживаниям,
нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.
И наоборот, чем больше ребёнок, по мере своего возраста что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.
Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто, зашнуровать обувь. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата.
Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из малого, заложенного в ребенке с рождения.
«Если говорить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»
Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным.
В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику : «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».
На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней
Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.
Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности : «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».
Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.
Личного примера родителей не всегда достаточно. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.
Стадии развития самостоятельности :
1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;
2. Ребёнок выступает в качестве помощника;
3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;
4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;
5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.
«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать. Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку : «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».
Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия
Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями. Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.
Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких. Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла.
Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок самостоятельным или нет.