Людмила Шулигина
Как помочь ребенку осознать свое поведение
▼ Скачать + Заказать документы
Даже перед самым маленьким ребенком (3 – 4 л.) жизнь уже ставит нелегкие проблемы морального выбора. Дело взрослых – предотвратить неправильные поступки, помочь осознать их, дать ему знания о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоить правильное отношение к разного рода поступкам, дети смогут избегать их, а, попав в критическую ситуацию, попытаться найти верное решение.
1. У ребенка 3 – 7 лет происходит значительный скачок в развитии психических функций.
Публикация «Как помочь ребенку осознать свое поведение» размещена в разделах
Восприятие – утрачивает свой первоначальный аффективный характер: эмоциональный процесс дифференцируется. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
Мышление – переходит от наглядного – действенного к наглядного – образному и в конце дошкольного периода – к словесному мышлению. Дошкольники могут правильно рассуждать и решить довольно сложные задачи. Но, лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.
Эмоциональная сфера – в более раннем возрасте течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладание привлекательной игрушкой. Теперь появление преставлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают привыкания, с ней не связанные, и сиеминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнею значимость. Ребенок выстраивает свои действия на основе представлений. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения.
Еще до того, как ребенок – дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат и его оценку со стороны значимого взрослого. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собрался поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им оценки со стороны взрослых, связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующих поведение.
Создание нужного эмоционального образа:
Если нужно собрать игрушки, то вместо приказа – «Собери сейчас же игрушки!» лучше сказать о том, как удивится заяц (мама, папа,, когда увидит порядок и обрадуется, ведь Петя (Маша) как большой смог собрать свои вещи.
Мотивационная сфера – самый важный личностный механизм, который формируется в детском возрасте считается соподчинение мотивов (раньше все желания ребенка были одинаково сильны и напряжены, теперь сила желаний варьируется.
Легче разрешается ситуация выбора чего-то одного из многого. Так как жизнь дошкольника более разнообразна, чем в раннем возрасте и ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности, то у него появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы связанные с усваивающимися моральными нормами. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Первоначально ребенок оценивает чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить своих собственных. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным героям, глобально оценивает их как хороших или плохих, потому, что так должно быть. Зайца одобряют потому, что он сам хороший, а волк поступает дурно, потому что он плохой.
В среднем детском возрасте эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться (ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки).
Пример: «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич положительный, по-детски непосредственный герой, ребенок идентифицирует себя с ними. Но: его поступки, идущие в разрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные». Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по результатам, но и по мотивам: их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и тому подобное.
Таким образом, основываясь на том, что детский возраст является сенситивным для развития ребенка, то для формирования осознанного отношения к своим поступкам можно использовать следующее:
1. Вместе с детьми с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта.
2. Вырабатывать отрицательное отношение и неприемлемым формам поведения (формирование у детей отрицательного отношения к конкретным формам поведения). Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников этого возраста:
• Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий;
• Умение мысленно поставить себе на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения;
• Возможность включения соответствующих форм поведения в образование ребенка.