Кияченко Лариса
Консультация для родителей «Как подготовить руку дошкольника к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо - это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный. Для того чтобы написать слово, ребенок должен правильно воспринимать его на слух, соотнести звуки с буквами, вспомнить графические образы букв и их пространственную ориентацию, а также тонко отрегулировать движения руки.
Также специалисты выделяют три стороны развития письма у дошкольников :
1. Фонематическая сторона (умение различать звуки слова и сопоставлять их с буквами);
2. Графическая сторона (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры);
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить руку дошкольника к письму“» размещена в разделах
3. Техническая сторона (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями).
В нашей статье мы подробно остановимся именно на развитии графомоторных навыков. Дошкольник только знакомится с письмом, поэтому этот период называют ориентировочной стадией. Первоначально малышу приходится прикладывать большие усилия и сознательно контролировать все свои действия, зрительно сверяя каждый элемент буквы с образцом. На этом этапе очень важно, чтобы у ребенка сформировался цельный образ буквы на основе чувственного опыта. Автоматизации письма можно достичь с помощью регулярных упражнений.
К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают, или не догадываются, что готовность руки к письму начинает формироваться в раннем детстве. У малышей при выполнении различных видов деятельности (при собирании пирамидки, выкладывании крупной и мелкой мозаики, расстегивании и застегивании пуговиц, лепке, аппликации, развивается мелкая мускулатура рук.
А ведь, что такое готовность дошкольника к письму? Это результат поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. В дошкольном возрасте под воздействием взрослого у детей лишь совершенствуется, крепнет навык письма. Родители должны помнить о том, что наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.
Рассмотрим детально каждую из этих причин и методы их устранения. В целом, это и будет хорошей подготовкой руки дошкольника к письму.
1. Интерес к освоению письма.
Упражнения следует проводить в игровой форме, ставя вначале перед ребенком игровую и практические задачи: «дорисуй незаконченный рисунок», «соедини точки», «нарисуй рисунок по точкам», «проведи дорожку», «попади в цель». Важно заинтересовать, показать значение письма.
Если ребенок не захочет заниматься, его нельзя заставлять! Это может привести к стойкому нежеланию выполнять письменное задание. В этом случае нужно в начале заинтересовать его красивой тетрадкой, новыми цветными карандашами, постепенно переключая интерес на результат графических действий. Успех радует ребенка, повышает мотивацию. Постепенно графические упражнения нужно усложнять.
2. Зрелость мелкой моторики рук
Мелкая моторика обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для каждого возраста существуют специальные приемы развития мелкой моторики. Дошкольникам будут полезны следующие приемы и упражнения: пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и глины, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, выполнение «закручивающих» движений (закручивание крышек, гаек в конструкторе, специальные упражнения для подготовки руки к письму.
3. Опыт графических движений
Ребенок приобретает, выполняя: различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, продолжая узоры различной сложности.
При этом необходимо следить, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и слева направо, штриховал ровно, без пробелов, не выезжал за контур. Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и, тем более, использовать для подготовки к школе школьные прописи. Заниматься с ребенком нужно по прописям для дошкольников, представленными в большом разнообразии на прилавках наших книжных магазинов.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями, обучаемости, зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движения руки, навыков пространственной ориентации. Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того, чтобы графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при организации занятий выполнять ряд правил письма (посадка, наклон тетради, положение ручки в руке). Длительность заданий для детей от 6 лет и старше 6,5 лет - 7-10 минут, затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнение для снятия напряжения и усталости.
Для того чтобы определить уровень готовности руки ребенка к письму можно провести несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).
Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).
Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера;
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании;
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.
Задание 2. Штриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.
Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).