Алена Нягусева
Консультация «Как определить леворукость?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как определить леворукость ребенка?»
Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Но у большинства детей до определенного возраста бывает трудно определить доминирование той или иной руки только на основании наблюдениями за их игровыми действиями. Предпочтение в пользовании той или иной рукой появляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте пяти-шести месяцев и приблизительно до семи-восьмимесячного возраста отмечается разная частота употребления одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, ползая, а потом и при ходьбе. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки. В четыре года формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки. Родители и сами могут достаточно точно определить леворукость. Для этого существует множество тестов и заданий. При этом следует соблюдать следующее правило: каждое задание предлагать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.
Публикация «Консультация „Как определить леворукость?“» размещена в разделах
Тесты для детей младшего возраста
1. Открывание коробочки
Ребенку предлагается небольших разных коробочек, например, из-под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).
Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).
2. Колодец
Ребенку предлагается из нескольких палочек (спичек) построить колодец.
Активные действия выполняет ведущая рука.
3. Вращательные движения
Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия.
4. Развязывание узелков
Заранее неплотно завязать несколько узелков из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
5. Поднимание предмета
Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой рукой, левши –правой рукой.
Тесты для детей среднего и старшего возраста
1. Переплетение пальцев рук
Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук».Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палей одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой и у левшей).
2. Скрещивание рук
Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки оказывается на нем сверху.
3. Аплодирование
При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.
4. Проведение вертикальных линий
Детям предлагается провести вертикальные линии. Леворукие, естественно, линии проводят левой рукой.
Методы определения ведущего уха
1. Шепот
Взрослый что-то говорит ребенку шепотом. Ребенок подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.
2. Тиканье часов
Ребенку предлагается оценить громкость тикания часов тем или другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тикание разными ушами.
Методы определения ведущего глаза
1. Моргание одним глазом
Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
2. Рассматривание в подзорную трубу
Рассматривание осуществляется обычно ведущим глазом.
3. Выявление особенностей мыщц неведущего глаза Фиксируя взор на кончике пальца, испытуемый приближает палец к переносице до 2-3 см. Неведущий глаз при этом начинает совершать горизонтальные колебательные движения.
Методы определения ведущей ноги
Можно использовать легкодоступные тесты: подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, схождение со стула, шаг вперед и шаг назад. Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.
1. Закидывание ноги на ногу
Считается, что сверху часто оказывается функционально преобладающая нога.
2. Скакалка
Ребенку предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди неведущей.
3. Мяч
Ребенку предлагается попасть мячом в цель ударом правой или левой ног.
Таким образом, зная и учитывая особенности каждого ребенка, и прежде всего ребенка-левши, обучение его любому виду деятельности может стать более эффективным.