Света Чернева
Консультация «Как научить ребёнка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка читать.
Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов:
1 этап – Учим и запоминаем буквы.
1 этап – Учимся читать слоги разной степени трудности.
3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова.
Публикация «Консультация „Как научить ребёнка читать“» размещена в разделах
4 этап – Читаем и воспринимаем прочитанные слова, как часть какого– то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
В четыре года рекомендуется заниматься по чуть-чуть, но каждый день. Буквы добавляем постепенно, по одной. Занятия короткие по 15 – 20 минут. Для ребёнка чтение – это большой интеллектуальный труд. Нужно хвалить ребёнка.
Изучаемую букву можно рисовать (обводить) пальчиками красками на бумаге или на кафеле в ванной во время мытья, зимой – на снегу палочкой, летом – пальчиком на песке.
Обязательное правило: сначала произносим звук, одно-два слова, которые с этого звука начинаются, прорисовывание букв, выкладывание из мозаики, камешек, лепка. Если ребёнок уже освоил несколько букв, то можно в напечатанном крупными буквами тексте сначала найти одну букву и обвести её красным карандашом, затем – другую и обвести её синим, потом третью – зелёным. Крупное изображение букв повесить дома с рисунками предметов, названия которых начинается с этой буквы.
Буквы должны находиться в поле зрения детей. Гуляя по улицам, фиксируйте внимание ребёнка на вывесках магазинов. Пусть ребёнок находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
• Наша речь состоит из предложений.
• Предложение - это законченная мысль.
• Предложения состоят из слов.
• Слова состоят из звуков.
• Звук - это то, что мы слышим и произносим.
• Буква - это то, что мы видим и пишем.
• Звук на письме обозначается буквой.
• Звуки бывают гласные и согласные.
• Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
• В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].
• На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
• Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».
• Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.
• Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ], «Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (береза, мяч).
• Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
• Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
• Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит) : [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].
• Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит) : [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
• Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
• Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).
• Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].
• Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
• Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
• Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
• Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).