Ксения Неудахина
Как научить ребенка понимать категорию «пространство»?
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел «Ориентировка в пространстве» можно отнести к такой науке, как география, которая относится к основным отраслям знаний, поскольку она базируется на очень важной для понимания ребенком категории пространства.
К сожалению, география – это абстрактная наука, здесь нет ярких персонажей. Основная задача педагога в пространственном ориентировании – предложить ребенку почувствовать пространство и научиться ориентироваться в нем с помощью знаков и графических обозначений.
Существует определенная последовательность, с учетом возраста ребенка, по ознакомлению с пространственной ориентировкой:
Публикация «Как научить ребенка понимать категорию „пространство“?» размещена в разделах
1) Распределение вещей в пространстве. В год-два ребенок может замечать, где находятся определенные вещи перед его глазами. Пусть он научиться различать комнаты в квартире; предметы, принадлежащие данной комнаты (телевизор – в гостиной, холодильник – в кухне).
2) Закрепление пространственных предлогов и наречий через игру и поручения. Начинать нужно с 3 лет. Игра: «В какой стороне находится кошка?» (На, под; впереди, справа и т. д).
3) План квартиры. Уже с 4 лет можно на листе бумаги начертить контуры комнат и раскрасить каждую в свой цвет, чтобы было понятно их взаимное расположение. Когда ребенок запомнит цветовые пятна на плане, возьмите несколько горошин и отдайте их ребенку. Он должен разместить их там, где находится.
План групповых помещений в детском саду. Нарисовать план групповой комнаты с учетом графических норм (Окна – сини, двери – красные, стены – черные). Положите чертеж перед ребенком, правильно сориентировав его с тем местом, где вы сидите. Показывая поочередно на различную мебель в группе, спрашивайте у ребенка, где их нужно расположить на плане в виде маленьких геометрических фигурок (квадрат – шкаф, треугольники – стулья и т. д.) Можно использовать игру «Найди предмет!»
Графическое изображение плана помещения собственно ребенком с 5 лет.
4) Уменьшение предметов, когда на них смотришь издали. Обратите внимание ребенка на то, что люди, машины и деревья очень большие, когда находишься с ними рядом. Потом поднимитесь на верхний этаж и покажите ребенку, каким все стало маленьким. Объясните, что чем больше удаляешься от предмета, тем меньше он кажется. А если отойти еще дальше, можно совсем не увидеть этот предмет – таким маленьким он станет, однако предмет не менял своих размеров.
5) Звезды. Предложите детям старшего возраста рассмотреть звездное небо в хорошую погоду, объясняя, что на самом деле каждая звезда имеет большие размеры, как солнце, но на земле она кажется маленькой. Люди, машины выглядят так же, когда на них смотришь с высокого этажа. Предложить детям рассмотреть в энциклопедии карту звездного неба, определить расположение созвездий.
6) Астрономия. Нужно найти хорошее изображение солнечной системы. Рассказать ребенку, что точно так же, как дом, на планете можно изобразить все, что находится на небе вокруг солнца. Здесь бы было уместно сходить с детьми в планетарий.
7) Существование различных городов. Если родственники или знакомые живут в другом городе, можно приехать к ним в гости. Обратите внимание ребенка на то, что вы едете по городу, потом по деревне, определите различия местности. Расскажите ребенку, что каждый город имеет свои достопримечательности и название.
8) Страна. Горы. Рельеф. Возьмите карту России, контуры которой предварительно обведите жирной чертой. Покажите эту карту ребенку и поставьте большую точку там, где находится ваш город. Затем можно сделать флажки из булавок и разместить их там, где живут ваши знакомые «Кто, где живет?». Можно на листе бумаги начертить в крупном масштабе план улиц города, написав их название, ориентиры. Длинную прогулку можно совершить в медленно идущей машине или недалеко от детского сада. Поехав на горную местность вместе с семьей, можно определить название гор, узнать высоту. Предложить детям совместно с родителями домашнее задание: «Начерти план пути в Горный Алтай». Дать понятие ребенку, что такое рельеф.
9) Океаны, реки. Рассмотреть с детьми иллюстрации, рисунки, макеты-карты с изображение рек, озер, океанов. Определить название океанов (заучивать не обязательно).
10) Континент. Когда ребенок научится ориентироваться в своей стране, напомните ему, что страны «живут» на континенте. Объясните детям, что в разных странах люди говорят на иностранных языках. Поиграйте с детьми в игру «Матрешка» - люди живут в доме, а дома в городе, а города в стране, страны на континентах, а континент на планете Земля, а Земля вращается вокруг Солнца.
11) Стороны света. Здесь можно выделить три этапа:
- объясните разницу между четырьмя странами света. Солнце всходит на востоке, днем оно стоит на юге, вечером заходит на западе, но никогда не бывает на севере.
- возьмите глобус и определите полюса: север внизу, юг наверху, восток справа, запад слева.
- разъясните ребенку, что такое компас. Поиграйте с детьми в игру «Секрет» на игровом участке.
Дети, конечно, не смогут запомнить всего, но где-то в уголках их памяти эти сведения отложатся. Данная работа помогает ребенку освоить огромное «ограниченное» или «открытое» пространство, определить пространственные связи и отношения. В школе дети с успехом будут строить планы и чертежи, схемы и макеты. В этой деятельности у ребенка активизируются такие познавательные процессы, как память, речь, мышление, внимание.
Источник: Программа «Развитие» под ред. Л. А. Венгера – Пространственная ориентировка. Работа С. Лупан «Поверь в свое дитя». Работа по пространственной ориентировки Т. А. Мусейибовой.