Анна Мухамадеева
Консультация «Как научить ребенка кататься на лыжах»
Как научить ребенка кататься на лыжах.
Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Ходьба на лыжах оказывает на физическое развитие ребенка в целом и закаляет его. В процессе занятий усиливаются функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких. Обучение ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование осанки и стопы ребенка.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка кататься на лыжах“» размещена в разделах
Правильное организованное физическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из ведущих задач педагога по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимо поговорить с ребенком о зимних видах спорта, дать представление об олимпийских играх, о спортсменах - это расширит представлений детей об окружающей действительности, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Предварительная работа ведется в спортивном зале. Дети выполняют элементы ходьбы на лыжах.
Обучение ходьбе на лыжах я организую на прогулке (в наших условиях это конец декабря – начало января). Занятия с детьми старшего дошкольного возраста провожу подгруппой (8-10 детей). Продолжительность лыжных занятий в подготовительной группе 30-35мин. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.
Важно объяснить детям правила ходьбы на лыжах :
1. Идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего.
2. Не разговаривать на дистанции.
3. Если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.
Лыжная подготовка – одно из важнейших средств физического воспитания старших дошкольников. Её организация – трудоемкое и ответственное дело. Немаловажно, чтобы ребенок уже с малых лет умел ходить на лыжах, тогда он может принимать участие в семейных лыжных походах. Нормально развивающемуся крепкому ребенку можно вставать на лыжи с 2-2,5 лет. Но, так как лыжи в детском саду недавно, провожу занятия старшего дошкольного возраста
Основные методы обучения:
1. Наглядные: показ физических упражнений, слуховые и зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен, помощь.
2. Словесные: описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда.
3. Практические: повторение движений, применение элементов соревнования.
Виды и способы передвижения на лыжах.
Прежде чем начинать обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах, необходимо уточнить основные способы передвижения, спусков, подъемов, торможения, поворотов. Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой ребенок – лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. К основным действиям, которые при этом выполняются и от которых зависит скорость передвижения на лыжах, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение.
Ступающий шаг – самый простой способ передвижения на лыжах. Он применяется на рыхлом снегу равнины и при подъемах на горку. Ступающий шаг – ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу, правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперед. При обучении следует обращать внимание на правильную посадку лыжника, на поочередное перенесение тяжести тела с одной ноги на другую, а также на удлинение шага.
Скользящий шаг – это основа лыжного хода. Скользящий шаг состоит из скольжения и выпада. Скольжение на лыжах проходит с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой, стараясь делать широкие шаги и полностью выпрямлять ноги в коленном суставе. Например, при отталкивании левой ногой правая сгибается в колене и выносится вперед, на нее переносится вес тела и происходит скольжение на правой лыже. Затем этот же цикл повторяется, но уже скользит левая нога. Здесь важны согласованность движений рук и ног, отталкивание ногой и перемещение массы тела с толчковой ноги на маховую. Руки энергично двигаются, как при ходьбе.
Попеременный двухшажный ход - цикл передвижения состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименной ногой и рукой с палкой. Одновременно с началом толчка нужно перенести вес тела на скользящую лыжу. Заканчивается толчок полным разгибанием ноги во всех суставах, после чего все мышцы расслабляются. Отталкивание выполняется сильным, но плавным движением. Лыжа как бы протаскивается толчковой ногой назад. После толчка - скольжение на одной лыже. Одновременно нога, закончившая толчок, выносится вперед. Во время скольжения опорная нога готовится к толчку, для чего она несколько сгибается в коленном и голеностопном суставах. С окончанием махового выноса ноги скользящая лыжа останавливается, и цикл повторяется снова. Рука для толчка ставится впереди несколько согнутой в локтевом суставе. Палка немного наклонена впереди. Давление на палку осуществляется одновременно с ее опусканием. Заканчивается толчок резким разгибанием всех суставов руки, после чего все мышцы расслабляются, и рука свободно выносится вперед.
Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Различают повороты переступанием вокруг задников и носков лыж. При переступании влево вокруг задников лыж слегка поднимается носок левой лыжи и отводится в сторону приблизительно на 25-30?.
Подъемы по направлению движения различают подъемы: прямо, наискось, зигзагом; по способу движения - попеременным ходами (скользящим и ступающим шагом, лесенкой, полуелочкой, и елочкой. На пологих склонах применяется подъем ступающим или скользящим шагами. Детям дошкольного возраста доступен подъем полуелочкой. В этом случае лыжа ставится под углом по направлению движения, носком наружу, на внутренние ребра. Подъем елочкой для дошкольников не рекомендуется.
Спуски - можно выполнять прямо и наискось из исходных положений - в основной, высокой, низкой стойках. Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая для увеличения скорости, высокая - на пологих склонах для отдыха мышц ног.
Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте - это целебный, неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья вашего ребенка в будущей взрослой жизни.
В зимнее время лыжи – один из самых простых способов для общения, здорового образа жизни, проведения семейного отдыха в выходные дни. Лыжные прогулки – одна из наиболее активных форм совместного семейного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей и детей, создают атмосферу взаимопонимания и единения семьи.
Рекомендации:
- обучать упражнениям после обязательной разминки на лыжах;
- вводить новые упражнения последовательно, когда будет освоено всеми детьми предыдущее упражнение;
- наибольшую нагрузку дают подъемы и спуски на лыжах.
Я считаю, что разнообразные игры и упражнения, выбор атрибутов, правильная методика проведений занятия на лыжах обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, развивают множество физических качеств, поэтому в свою деятельность по физической культуре я включаю обучение детей ходьбе на лыжах и рекомендую это своим коллегам.