Ия Валерьевна Болгова
Презентация «К добру через творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
К добру через творчество
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни от человека. М. Пришвин
Формирование лучших качеств личности процесс сложный и непрерывный.
В процессе взросления ребенок встречается не только с добром и справедливостью, верностью и героизмом, но и с корыстью, нечестностью, предательством. Для гармоничного развития личности с прочными идейными и нравственными качествами, культурой поведения и труда, ребенок должен научиться отличать добро от зла и делать добро самому.
Публикация «Презентация „К добру через творчество“» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание обрело особое значение: оно вошло в число приоритетных направлений образования. Таким образом, главной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование духовных ценностей.
Воспитание любви к родному дому, семье, близким, товарищам, малой и большой Родине – России, уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства, - все это необходимо воспитывать в семье, в учреждениях дополнительного образования через приобщение ребенка к духовному и культурному наследию своего народа, следовательно через творчество.
Мудрость нашего народа помогает нам воспитывать дошкольников на положительных человеческих качествах: «учись доброму, худое на ум не пойдет», «доброе дело питает и душу, и тело». Дети, заучивая пословицы, обогащают и расширяют свой словарный запас, невольно впитывая при этом нравственные человеческие ценности. Например: жизнь дана на добрые дела; доброму человеку что день – то и праздник; добрые дела лучше мягкого пирога.
Используя на своих занятиях изучение добрых пословиц, поговорок, сказки, басни, мультфильмы я помогаю детям научиться вслушиваться в слово, в выражение, понимать и объяснять его смысл. Так мы решаем коррекционно-развивающие задачи, помогаем вырабатывать навык правильного выбора и осознанного употребления их в речи.
В логопедические занятия включаю такие виды работ как анализ текста, составление предложений, описательная характеристика героев, проигрывание театрализованных сцен из сказок. Очень важно привить дошкольникам любовь к сказкам, поучительным мультфильмам, способствующих положительному духовно-нравственному воспитанию.
Ярким примером является мультфильм по сказке Сутеева «Мешок яблок», который полюбился многим поколениям детей. Добро всегда возвращается добром. Герои сказки Мешок яблок: Заяц – бескорыстный, щедрый, с простой доброй душой. Звери – добрые соседи, отвечающие добром на добро, умеющие благодарить. Ворона – бестолковая сплетница. Волк – злой, бессердечный.
Поучительная сказка Мешок яблок учит детей уметь делиться, делать добро от чистого сердца, так как оно обязательно вернётся, взаимовыручке и состраданию.
Мы слушаем и просматриваем эту сказку, перечитываем дома с родителями, проводим викторину по сказке, рассуждаем о характере героев, ставим кукольный театр. Сказка оставляет добрый след в душе каждого ребенка на долгие долгие годы.
Инсценирование сказок даёт детям возможность «примерить» роли конкретных сказочных героев и «проиграть» жизненные ситуации, а значит, возможность самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций и умения применять полученные знания в жизни, в конкретной ситуации.
Привлекательность сказок, басен для развития личности ребенка заключаются в следующем:
• победа добра, психологическая защищенность;
• отсутствие нравоучений;
• наличие тайны и волшебства;
• образность, метафоричность языка.
Речь сегодняшних дошкольников бедна словами, поэтому, сейчас особенно необходимо на логопедических занятиях активизировать формирование у них нравственно-этического словаря, лексики, относящейся к группе «человеческие отношения». Именно в сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, накапливая тем самым, тот «багаж» знаний, который может пригодиться в течение всей жизни. Смысл Сказки может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы, чужие чувства, радости и горести, и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя.
Также на творческих занятиях выжигания по дереву, дети с удовольствием выбирают добрых любимых мультгероев, рассказывают об их поступках и хотят быть похожими на них, иметь такого друга.
Под впечатлением сказочных образов рождаются в душе ребёнка эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг. Через эти образы в сознание детей входит добро. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Сказкотерапия – важнейшее словесное средство умственного и нравственного воспитания.
Инклюзивное образование прочно вошло в мою ежедневную работу. Дети с ДЦП посещают занятия в группах, что конечно же, отражается на микроклимате коллектива. Мы стараемся быть добрее к друг другу, помогать и поддерживать в сложных ситуациях, и в то же время, стараемся помочь особенным детям чувствовать себя самостоятельными и полноценными участниками всех мероприятий.
Воспитывайте в детях доброту!
Воспитывайте долго и упорно!
Душевную корчуйте глухоту,
Как в пахоте оставленные корни.
О, доброта! Она всегда в цене.
Фундамент мира! Столп его! Вершина!
И, если не расплавлен мир в огне,
То это – Доброта! Она – причина.
Чтоб не шагнул за страшную черту
Весь этот мир, чтоб жизнь не оскудела,
Воспитывайте в детях доброту!
Воспитывайте! Нет важнее дела!