Светлана Русакова
Изучение заикания и его причин в России
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной логопедии традиционно заикание рассматривалось, как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. Именно на данной основе строится лечение заикания в российской логопедии. Следует заметить, что основу данной теории возникновения заикания положил И. А. Сикорский в конце XIX века. Данный исследователь считал судорогу в границах одного или многих речевых механизмов, ведущим признаком заикания. А вот характер и темперамент заикающегося человека И. А. Сикорский называл лишь признаками, предосполагающими к заиканию.
Публикация «Изучение заикания и его причин в России» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сикорский И. А. замечал, что робость, смущение, неудолетворенность собой, впечатлительность и нестойчивость настроения, могут служить катализатором в необлагоприятных условиях развития заикания не только у ребенка, но в нередких случаях и у взрослого человека. Однако считал исследователь, особенности характера и темперамента лишь предшествует заиканию и усугубляют его, но не проистекают от наличия заикания. Поэтому пишет И. А. Сикорский, при лечении заикания целлесообразно проводить коррекцию характера и темперамента, ему способствующие. Относительно сроков лечения заикания исследователь считал, что оно зависит от индивидуальных особенностей психики больного человека. Продуктивность лечения заикания доказывал И. А. Сикорский, в большей степени зависит от желания больного, чем от стараний врача, поэтому наиболее сложно лечить заикание у детей и взрослых с отсутствием силы воли, к достижению своих целей [4].
Лагузен Х. концентрировал своё внимание, не на причинах возникновения заикания, а на способах его лечения. Он считал, что заикание это особый вид невроза, течение которого не зависит от анатомических особенностей органов речи. Исследователь считал, что нет смысла начинать лечение, если нет желания у больного победить свой недуг, то есть отсуствует мотивация. Следует выделить то, что исследователь наставал на том, что заикающийся должен овладеть навыками монотонного чтения и разговора, чтобы контролировать свои эмоции. Планомерность занятий Х. Лагузен считал необходимым условием успешности лечения заикания [2].
Хмелевский И. К. изучал проблемы клиники, патогенеза и лечения заикания, а также вопросы профилактики рецидивов. Как большинство отечественных исследователей, он считал заикание особым видом судорожного невроза, который проистекает без органических нарушений в коре головного мозга. Хмелевский И. К. впервые сформировал комплексную систему лечения заикания. Но при этом он считал, что лечение в амбулатории от заикания более продуктивно, чем в домашних условиях. Но для закрепления результатов лечения необходимо проводить в условиях стационара, процедуры для предотвращения рецедива болезни. Хмелевский И. К. считал, что для успешного лечения и предотвращения рецидивов заикания необходима глубокая личностная связь между врачём и больным [1].
Хмелевский И. К. писал о том, что очень редко лечение заикания не имеет результата. Проблемой является, считал исследователь, что большинство больных прекращают систематическое лечение при достижении кратковременного результата, что приводит к рецедивам заикания. При лечении детей больных заиканием, замечал И. К. Хмелевский, необходим глубокий личностный контакт родителей и врача [5].
Неткачев Г. Д. занимался лечением заикания в ХХ веке, он предложил «новый психологический способ лечения заикания». Неткачев Г. Д. писал, что заикание с психологической точки зрения представляет болезнь личности. Поэтому, замечал исследователь, усилия врача должны быть направлены на изменение личности заикающегося, а для этого нужно использовать методы коллективной и индивидуальной психотерапии [3].
В настоящее время все механизмы заикания можно разделить на три группы. Заикание, как спастический невроз координации понимали в своих работах Г. Гутцман, И. А. Сикорский и А. Куссмауль. Данные исследователи писали о врожденной раздражительной слабости аппарата, управляющего слоговой координацией заикающегося. Но, в течение определенного времени, установилась точка зрения о том, что заикание это судорогоподобные спазмы.
Положения о том, что заикание это ассоциативное нарушение психологического характера развивали в своих трудах Т. Непфнером, Э. Фрешельсом, А. Либманом, Г. Д. Неткачевым и Ю. А. Флоренской. В рамках этого направления развился в последствие психологический подход к пониманию механизмов заикания.
Заикание, как последствие подсознательного проявления, развившегося на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой, развивали в своих трудах А. Адлер и Шнейдер. Эти исследователи считали, что у заикающегося проявляются два подсознательных желаний. С одной стороны он стремится избегнуть контакты с окружающими, а с другой получить сочувствие, демонстрацией страдания. Однако вне зависимости от точки зрения на причину заикания, все исследователи были едины в том, что необходим комплексный подход при лечении заикания.
Список использованной литературы:
1. Заикание : Учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. Е. Шевцова. – М. : Юрайт, 2019. – 242 с.
2. Лагузен X. Способ излечения заикания. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 т. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997 – 560 с.
3. Неткачев Г. Д. Заикание : Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых: Новый психологический способ лечения / Г. Д. Неткачев. – М. : тип. Вильде, 1909. – 267 с.
4. Сикорский И. А. Заикание : Учеб. пособие / Отв. ред. Е. Е. Шевцова. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2018 – 183 с.
5. Хмелевский И. К. Заикание : Его сущность, причины, предупреждение и лечение: Попул. очерк / И. К. Хмелевский. – Одесса : тип. Юж. -рус. о-ва печат. дела, 1897. – 183 с.