Алеся Ермолаева
Изготовление игрушек из природного материала (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Хотите вырастить духовно развитого ребенка! Приобщайте его с рождения к миру природы! Это самый доступный, не требующий временных и денежных затрат вариант. У вас все под рукой! Идете ли вы в детский сад, гости или просто гуляете, отдыхаете на море или в деревне с ребенком – обратите внимание ребенка на красоту окружающего его мира - цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства.
Природный материал – это самая большая, разнообразная и богатая кладовая для развития фантазии и воображения детей.
Публикация «Изготовление игрушек из природного материала (из опыта работы)» размещена в разделах
Работа с природным материалом – это колоссальная возможность сблизить ребенка с природой, воспитать у него бережное, заботливое отношение к ней и формировать первый трудовой навык.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки, красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Но, тоже делать с ним, когда дети «насытятся» исследовательской деятельностью? Вдохните в него вторую жизнь! Предложите детям немного пофантазировать, собрать новую конструкцию из привычного материала. На что похож этот камушек, а эта веточка, а если их соединить, что или кто получится?
Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства.
Из собственного опыта я поняла, что работу по изготовлению игрушек надо начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить и них уверенность, что они смогут сделать задуманные игрушки, а затем учить работать с природным материалом. Для создания поделок на начальном этапе я использую только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, я им предлагаю проанализировать готовую поделку. В ходе анализа рассматриваем части, детали поделки, характерные особенности ее формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим. Вашему вниманию я хочу представить практический опыт работы с растительным материалом под названием «Стрекоза» :
Задачи. Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать интерес к данному виду труда.
Материал : семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин.
Методические указания. На каждом столе необходимый природный материал. Воспитатель загадывает детям загадку о стрекозе и показывает им игрушку – стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.
После рассмотрения игрушки – образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока или зорянки сделать глаза и расположить их в верхней части головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы – крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка, усы и лапки сделать из тонкой проволоки.
После изготовления игрушки воспитателем и уточнения последовательности работы каждый ребенок создает поделку. В итоге проводятся анализ и оценка выполненной работы.
Сочинять подобного рода природные игрушки я предлагаю в тесном контакте с семьей. Совместная работа родителей и детей удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, стремление к творчеству, дает реальное воплощение мысли, фантазии. Для общего развития очень важно настроение ребенка и то чувство удовлетворения, радости, которое он испытывает, сделав игрушку – поэтому не стоит заставлять.
Помогая родителям в организации трудового воспитания детей, я забочусь о том, чтобы ценный опыт родителей не пропал даром, а им могли бы воспользоваться все родители, поэтому совместные поделки выставляю в приемной комнате.