Ирина Карасева
Из опыта работы в рамках проекта «Нравственно-патриотическое вос-питание дошкольников через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные куклы России».
Из опыта работы в рамках проекта «Нравственно-патриотическое вос-питание дошкольников через проектную деятельность»
Автор: Карасёва И. Н., воспитатель первой категории
Срок реализации - долгосрочный (1 год)
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цели проекта :
1. Сформировать интерес к истории народной куклы, узнать, какими были первые куклы, научить делать простых кукол;
Публикация «Из опыта работы в рамках проекта „Нравственно-патриотическое вос-питание дошкольников через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Темочки
2. Познакомить дошкольников с названием и значением той или иной кук-лы, чем она интересна, какие есть особенности в изготовлении, мате-риалах;
3. Воспитывать любовь к народной кукле, к бережному с ней обращению;
4. Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
5. Приобщить детей к истокам духовной культуры народа.
Задачи проекта :
1. Рассказать об истории возникновения русских народных кукол, об их разнообразии и предназначении;
2. Воспитывать любовь к народной кукле, к бережному с ней обращению;
3. Познакомить с изготовлением кукол, научить делать простую куклу;
4. Помочь детям придумать рассказ о своей кукле;
5. Инициировать интерес к исследовательской деятельности;
6. Привлечь родителей к развитию творческих таланов детей;
7. Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия в коллективе.
Формы реализации проекта :
1. Беседы с детьми о возникновении первых кукол в России.
2. Выставка книг и иллюстраций о русских народных куклах
3. Выставка кукол, изготовленных детьми и родителями
4. Сочинение загадок и сказок про кукол.
5. Сделать мини музей кукол
Актуальность.
Мы живём в мире, когда происходит много разных интересных открытий. Наша жизнь движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но детство остаётся прежним, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают свой мир в процессе игры. В семье, и дет-ском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека
Многие родители и дети не знают, какими игрушками играли наши де-душки и бабушки.
Учитывая значимость куклы, как необходимой для развития ребенка игрушки, мы поставили перед собой цель - познакомить детей с народной куклой, что в дальнейшем воспитании ребенка поможет приобщиться к национальной культуре России. Каждый народ не должен терять свои корни, забывать свою культуру.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории нашей культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавали по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, а потом они пе-реходили к детям.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», гласит народная поговорка.
Ребенок, играя с куклой, общается со своими сверстниками, фантазирует, тренирует память. Кукла – это первая игрушка в жизни маленького человека, она понятна и близка ему. Изготовив свою куклу, он узнает традиции своего народа. И мы вместе с родителями можем помочь ребёнку, в создании своей неповторимой куклы.
Поэтому на примере народной игрушки мы хотим помочь своим воспитан-никам расширить знания об истории и традициях в использовании кукол, выявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа.
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап:
-Подбор книг и иллюстраций с изображениями народных кукол;
- Беседы и консультации для родителей о народных куклах;
-Подбор стихов, поговорок, сказок о народной кукле;
-Подбор материала для изготовления кукол;
2. Основной этап:
Виды
деятельности Задачи Участники Сроки Продукт деятельно-сти
Беседы с деть-ми о куклах. Рассказать об ис-тории возникно-вения русских на-родных кукол, об их разнообразии и предназначении
Дети, воспи-татели Сентябрь Выставка книг по те-ме
Чтение стихов, сказок о кук-лах. Рассматри-вание иллюст-раций народ-ных кукол. Ри-сование куклы по шаблону. Воспитывать лю-бовь к народной кукле, к бережно-му с ней обраще-нию. Дети, воспи-татели. Октябрь
Выставка рисунков «Моя лю-бимая кук-ла»
Знакомство с народными куклами (обе-реговые, на-родные). Игры с бумажными куклами (оде-вание и разде-вание). Лепка куклы из пла-стилина. Познакомить с из-готовлением ку-кол, научить де-лать простую кук-лу. Дети, воспи-татели. Ноябрь Выставка куколок, сделанных своими ру-ками из пластилина.
Бумажные куклы с одеждой
Составление рассказа о сво-ей кукле. Изго-товление кук-лы (Пеленаш-ки). Рисование куклы по шаблону Помочь детям придумать рассказ о своей кукле. Дети, воспи-татели. Декабрь Рассказы о куклах
Консультация для родителей «Кукла воспи-тывает ребён-ка», для побу-ждения созда-ния совместно с ребёнком куклы для вы-ставки; Инициировать ин-терес к исследова-тельской деятель-ности. Дети, воспи-татели, ро-дители. Январь Куклы, из-готовлен-ные детьми и родителя-ми
Составить сказку про свою куклу. Продолжать изготавливать кукол совместно с родителями куклу. Привлечь родите-лей к развитию творческих тала-нов детей. Дети, роди-тели. Февраль Куклы для выставки
Праздник с ма-мами. Изготов-ление простой куклы в пода-рок маме. Стимулировать развитие комму-никативных навы-ков и дружелю-бия в коллективе. Дети, воспи-татели Март Подарки для мамы
(Фото основного этапа в приложении).
3. Заключительный этап:
Мероприятие Участники Сроки
Создание выставки «На-родная кукла» в детском саду Воспитатели, дети. апрель
Презентация проекта на педсовете Воспитатели май
В результате проекта «Кукла России» дети узнали историю русских на-родных кукол, познакомились с разными видами кукол, поняли, почему им давали такие интересные имена (Пеленашка, Кувадка-колыбельная, Крупеничка и другие). Дети вместе с родителями изготовили своих кукол; рассказали о кукле. Создан мультфильм, который может использоваться как дидактическое пособие. Организована совместная работа педагог-дети-родители, в результате которой дети узнали о народных традициях, для чего нужна кукла. Данный проект способствовал сохранению и передаче молодому поколению культурных традиций и обычаев Руси.
Приложение.