Вера Семёнова
Из опыта работы «Туристическая деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Счастливого пути вам, путешественники в третье тысячелетье! Академик В. Обруч
ев [/i]
Книги Купера, Майн-Рида, а позже Жюль Верна, в детстве производили на меня сильное впечатление. Увлечённая сюжетом, я мысленно одолевала льды Арктики, поднимались на высокие горы, опускались в глубины океанов, даже охотились на слонов, львов и тигров. Я запоем читали книги о путешествиях и путешественниках, с нетерпением ждала очередной выпуск передачи «Клуб путешественников». Мне очень нравились охотники, моряки и жюль-верновские ученые, иногда смешные и рассеянные, но великие знатоки природы.
Публикация «Из опыта работы „Туристическая деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Мне тоже хотелось стать знаменитой и бесстрашной. Одно огорчало меня: Америка была открыта без меня, без меня совершены кругосветные путешествия, нанесены на карту материки и острова. Белые пятна нелегко было найти в географическом атласе. Ливингстон уже проник в дебри Центральной Африки, Пржевальский — в пустыни Центральной Азии. Было это уже в счастливые школьные годы.
Конечно, когда мне было шесть лет, я ещё не искать белых пятен, а просто хотела стать путешественницей, ну хотя бы как Незнайка, или Элли, из Канзаса, я считала, что ей повезло, когда ураган унёс её домик. Мне было шесть лет, и мои путешествия ограничивались озером за моим огородом, да первым лесом в конце деревни. У меня была старая котомка, которую подарил дед. И,в которую, всегда помещалась целая куча нужных для похода вещей: плюшевый мишка, разноцветные фантики и стёклышки, открытки, кусок хлеба и бутылка с молоком, заткнутая газетой, правда хлеб и молоко я съедала раньше, чем доходила до леса.
Со временем, появились школьные походы, вскоре студенческие с ночёвкой, гитарой и костром до утра, затем семейные, с детьми и друзьями.
Если вы хоть раз побывали в походе - до конца жизни вам хватит впечатлений и воспоминаний. Если Вы хоть раз побывали на природе и переночевали в палатке, посидели у костра и послушали или попели песни под гитару, если полюбовались звездным небом, то наверняка это не оставило Вас равнодушным и зародило в Вас чувство, которое, пронесёте через всю жизнь. Картины проведенного отдыха будут всплывать в Вашей памяти яркими вспышками, и манить к себе снова и снова. Вас будет тянуть дальше, в новые места, где Вы еще не бывали. Вы будете искать людей, которые переживают такие же чувства.
Я увлеклась туризмом, и пытаюсь увлечь эти своих воспитанников.
Научно-технический процесс приковал людей к Интернету - всё реже и реже наше подрастающее поколение бывает на воздухе, ведет активный образ жизни. Поэтому наше дошкольное учреждение уже не один год осуществляет целенаправленную работу по формированию физической культуры и культуры здоровья у воспитанников, родителей и педагогов. Очень важным на сегодняшний день является формирование у наших воспитанников и их родителей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
С этой целью мной была разработана программа «Туристята». Программа имеет комплексную направленность организации туризма в детском саду, решает задачи по расширению кругозора воспитанников, развитию познавательных процессов, воспитания знаний о природе, окружающем мире, о правилах природопользования и природосохранности, воспитанию личных качеств и дружеских отношений, познание самих себя. А изучение печатных и иллюстрированных материалов, воспитывает в детях дошкольного возраста и такие ценные жизненные навыки как логика, ум и проницательность.
Основным направлением программы является физическое воспитание, которое включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия:
• Физические упражнения с использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических и координационных способностей
• Специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок
• Подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности
• Доступные для дошкольников туристские упражнения (вязка узлов, выкладывание типов костров, укладка рюкзака и т. д.)
Известно, ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», писал Г. А. Сперанский. Мы в своей работе с дошкольниками стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе. Через экскурсии, прогулки, походы воспитанники получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. На свежем воздухе, дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботиться о своем здоровье. Туристская прогулка в лес, парк, к реке, – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество) – важнейшие факторы оздоровления.
Продолжаем работать над созданием развивающей среды на улице: нами была составлена карта и разработана экологическая тропа, на спортивной площадке оборудована полосы препятствия туристической направленности.
Каждый поход остается эмоционально значимым событием в жизни детей, так как тщательно отбираем разнообразные интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой. Чем больше свободы в движениях и проведении мы предоставляем детям, тем ярче их впечатления, тем больше им приносит пользы.
Проводим работу с родителями по подготовке необходимой одежды и обуви, личного туристского инвентаря. Осуществляем необходимую психологическую подготовку воспитанников, проводим познавательные занятия, беседы, тематические игры.
Вместе с ребятами распределяем туристские должности. Контролируем качество подготовки и состояние снаряжения, обуви, одежды детей. Наряду с воспитателями участвуем в организации игр и свободных занятий на привале. После похода организуем выставку поделок из природного материала, рисунков детей, фоторепортажей для родителей. Проводим итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристических навыков. Цель этой работы заключается в том, чтобы оценивать уровень развития познавательных и двигательных способностей воспитанников, закрепить полученные впечатления, выявить мотивы, лежащие в основе выбора социально-значимых ролей: штурмана, затейника, костровых, медсестры и др., оценивать адекватность методов и приемов воспитательной работы. Каждому ребенку очень важно получить оценку своих достижений. Она должна быть обязательно индивидуально направленной и объективной, обязательно учитывать особенности каждого ребенка, стимулировать к дальнейшим достижениям.
Нами разработаны и регулярно проводятся тематические туристические прогулки – походы, выбраны наиболее интересные объекты природы, определены туристические маршруты, созданы план – схемы.
Во время походов старшие дошкольники не только обучаются туристическим умениям и навыкам, но и учатся заботиться о природе и лесных обитателях. Устанавливаем кормушки и кормим птиц, убираем мусор, с малых лет наши воспитанники приучаются беречь растения – не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, шишки и т. д.
В рамках нашей программы большое внимание уделяется природоохранной работе. Знакомим дошкольников с правилами: безопасного обращения с огнём, правилами поведения в лесу. Каждый год проводим акции: «Очистим парк от мусора», «Спасём реку», «Берегите растения», «Птицы - наши друзья». Развешиваем на деревьях свои письма-обращения, где-нибудь рядом с дорожкой, по которой гуляют мамы с колясками, катаются на велосипедах дети постарше, прогуливаются молодые люди, идут на работу или возвращаются домой прохожие. Мы всегда очень переживаем, что кто-нибудь, оторвёт их, но только у дождя поднимаются «руки» смывать буквы. Видя искренность и заинтересованности в работе педагогов, родители всегда откликаются на обращение помочь в организации самого похода или подготовить своего ребенка к туристским прогулкам.
Сделано немало, но ещё больше предстоит сделать, много идей, планов. Для реализации данной программы мы планируем создать спортивно–туристический уголок «Туристята» со своей эмблемой, флагом и гимном-песней. Приобрести групповое снаряжение: палатку, котелок, костровые принадлежности, компасы. Изготовить д/игры («Умные узелки» с различными веревочками, «Туристические поручения» с карточками, «Туристический обед» с возможностью экспериментировать с меню и продуктами, «Виды туризма», «Что нужно туристу», «Правила поведения в природе», «Правила поведения в походе», «Если хочешь быть здоров», «Этажи леса», «Чьи следы»); разные виды карт, топографические знаки, макет детского сада, познавательная литература, энциклопедии, видео экологического и природоведческого направления, картотека подвижных и познавательных игр туристической направленности, лыжи для зимних прогулок. Создать библиотеку для детей, где подбирается материал о спорте, туризме, здоровом образе жизни. Большая часть методического материала уже есть в наличии, но находится в разрозненном состоянии, находится в разных группах.
В системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.
Самое главное, чтобы наши дети были всегда здоровы. Улыбка на детском лице, весёлый смех, спокойствие родителей, вот лучший результат работы педагога. Может быть, пройдёт несколько дней, или несколько лет, и те знания умения, полученные впечатления, найдут своё место в жизни этих детей и помогут в чём-то. А пока ещё, мне и моим детям ещё многому надо научиться, многое увидеть и многое узнать.
Рассказы о походах (записаны родителями).
[