Ольга Викторовна Гагаева
Картотека музыкально-дидактических игр по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию картотеку музыкально-дидактических игр для дошкольников по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы». В нашем детском саду работают воспитатели с разным педагогическим стажем: есть и опытные педагоги и молодые специалисты, недавно окончившие педагогическое училище. Но для всех было проблемой: какие музыкально-дидактические игры должны находится в музыкальных уголках в группах по новой программе? Вот я и занялась, по предложению старшего воспитателя, этим вопросом. Пришлось изучить много литературы, поискать материалы в Интернете. Некоторые игры по подготовительной группе я так и не смогла нигде найти, но подобралось много игр, которые я разместила в разделе «Дополнительный материал». Для своих педагогов я разделила все музыкально-дидактические игры по возрастам и распечатала для каждой группы отдельно. Вообщем, была проделана большая работа, и то, что получилось в итоге, я предлагаю вашему вниманию. Во всех музыкально-дидактических играх подробно описаны: цель, игровой материал, ход игры. Так что, с изготовлением игрового материала и разучиванием игр проблем быть не должно.
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр по программе „От рождения до школы“ Н, Е, Вераксы, Из опыта работы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Опыт работы, практика
- Темочки
Я предлагаю Вам украсить материалы красивой рамочкой из нот: для этого надо в компьютере выбрать «Формат», затем «Границы и заливка», а там: «Страница», «Рамка» и «Рисунок – ноты». И получится так, как у меня на фотографиях.
Желаю Вам успехов в освоении музыкально-дидактических игр и развитии музыкальных способностей Ваших воспитанников.
ЯСЕЛЬНАЯ ГРУППА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра на развитие тембрового и динамического слуха
«На чём играю?» (2 - 3 года)
Цель : Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2). Необходимо знание попевки «Дудочка и барабан» сл. Ю. Островского муз. Р. Рустамова:
1. Заиграла дудка:
«Я плясать пойду,
В пляс за мной, ребята,
Ду-ду-ду!»
2. Барабан грохочет,
Будто сильный гром:
«В лес за мной, ребята,
Бом-бом-бом!»
Игровой материал: дудка и барабан, ширма.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать, на чём будет играть: на дудке или барабане. По звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой, дети отгадывают. Кто первый отгадал, выходит и становится впереди. Воспитатель поёт песню про дудку или барабан, дети имитируют игру на этих инструментах.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра на развитие и динамического слуха
«Громко - тихо» (2 - 3 года)
Цель : Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знать песню «Громко – тихо» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:
1. У ребяток ручки хлопают,
Тихо-тихо ручки хлопают.
Громче хлопают,
Сами хлопают,
Ну и хлопают,
Вот так хлопают!
2. У ребяток ножки топают
Тихо-тихо ножки топают.
Громче топают,
Сами топают,
Ну и топают,
Вот так топают!
Ход игры : Воспитатель поёт. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и топают (громко, тихо) в зависимости от содержания текста песни. После того, как дети усвоят задание, можно предложить им различать динамику по фортепианному сопровождению.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра на развитие ритмического слуха
«Кукла шагает и бегает» (2 - 3 года)
Цель: Учить детей различать музыку разного ритма. Необходимо знание песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:
1. Что за куколка у нас,
Сладко спит она сейчас.
Коля с ней играть начнёт-
Кукла встанет и пойдёт.
2. Что за куколка у нас,
Сладко спит она сейчас.
Таня с ней играть начнёт-
Кукла встанет и бежать.
Игровой материал: кукла.
Ход игры: Воспитатель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра на определение жанра и развитие памяти
«Разбудим Таню» (2-3 года)
Цель : Учить детей различать музыку разного характера: ласковую колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия соответствующие данной музыке.
Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.
Ход игры :
Вариант 1: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу. Затем предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают в ладоши под весёлую музыку – «кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок», «мишка».
Вариант 2: Дети слушают «Колыбельную» с фортепианным сопровождением. Затем воспитатель предлагает одному ребёнку сесть на стул в центре комнаты и «спать», пока будет звучать музыка. По окончании пьесы остальные дети «будят» спящего (лают, как собачки, кричат как петушки, рычат как мишки). Сначала игра проводится без музыки. Далее исполняется «Колыбельная», девочка (Таня) «засыпает». Вслед за этим воспитатель говорит : «Сладко спит Таня, а как собачки её разбудят?». Дети подбегают, «лают» и Таня «просыпается». Игра повторяется. Выбирается новый ведущий и будят его уже «петушки» или «мишки». Можно усложнить игру, закончив её знакомой пляской.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вариант 1
Игра на развитие звуковысотного слуха
«Птица и птенчики» (2-3 лет)
Цель : Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой.
Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).
(для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части.
Ход игры :
Вариант 1: (для младшего возраста) Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает : «Кто вас зовёт – птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.
Вариант 2: (для среднего возраста) Ведущий раздает детям нецветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у Ведущего, он перемешивает их, кладёт одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает : «Кто вас зовёт–птица или птенчик?» Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. За правильный ответ он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вариант 2
Игра для развития звуковысотного слуха.
«Птицы и птенчики» (2-3 лет)
Цель : Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» Е. Н. Тиличеевой.
Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика.
Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит дo первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра для развития звуковысотного слуха.
«Веселые матрешки» (2 – 3 года)
Цель: Учить детей различать звуки по высоте.
Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.
Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра для развития звуковысотного слуха.
«Три медведя» (2 – 3 года)
Цель: Учить детей различать высоту звуков.
Игровой материал: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухвергера.
Ход игры:
Вариант 1: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.
Вариант 2: Дети изображают медведей и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра для развития тембрового и диатонического слуха.
«Колокольчики» (2 – 3 года)
Цель: Учить детей различать силу звучания.
Игровой материал: наборы колокольчиков разной величины.
Ход игры: Воспитатель играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра для развития звуковысотного слуха.
«Кто в домике живет?» (2-3 года)
Цель: Учить детей различать высоту звуков.
Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.
Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.
В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игры для развития тембрового слуха
«Нам игрушки принесли» (2-3 года)
Цель: Учить детей различать силу звучания.
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет
на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.
Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.