Татьяна Щербинина
Фоторепортаж «Из истории новогодней елки»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые Маамовцы! Обращаемся к вам с пожеланиями предновогодних чудес и зимних сказок, удивительного новогоднего настроения!
В декабре мы с детьми подготовительной группы побывали на необыкновенном мероприятии, которое подготовили для нас работники историко-краеведческого музея.
Хотим поделиться с вами информацией, которая несомненно пригодится всем, и минутами удовольствия от просмотра замечательного праздника.
Публикация «Фоторепортаж „Из истории новогодней елки“» размещена в разделах
- Новогодние елочки. Мастер-классы, поделки
- Новый Год в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2017
Мы с детьми много узнали из истории новогодней елки и увидели своими глазами необычные для современного ребенка елочные игрушки, которыми была украшена новогодняя елочка. Сколько восхищения и радости детям принес этот чудесный праздник!
Вначале мы посмотрели презентацию "Из истории новогодней елки"
Ёлка с давних времён считается символом Рождества и Нового года. Обычай украшать дома деревьями уходит своими корнями в глубокую древность. Испокон веков люди считали, что символом человеческой цивилизации является Мировое Дерево. Это основа всего живого на земле. У славянских народов Мировое Дерево ассоциировалось с берёзой, дубом, елью, сосной; у древних египтян – с пальмой. В Греции центр мира олицетворял собой кипарис, в Риме – фиговое дерево.
В древности была традиция просто украшать разные деревья, ведь люди думали, что деревья наделены силой и в них обитают духи. Поэтому они и задабривали духов украшениями, а украшали яблоками, яйцами и орехами.
Для древних славян изначально священным деревом был дуб, а наступление нового жизненного цикла символизировала береза, так как приход Нового года они праздновали весной. Славяне считали, что новый год начинается со дня весеннего равноденствия.
Елка всегда занимала особое место среди деревьев. Ее считали деревом бессмертия, символизирующим жизнь. Ель – это вечнозеленое дерево, а значит, в нем кроется некое волшебство. Наши предки думали, что ель пользуется особыми привилегиями у солнца, и оно позволяет ей быть всегда зелёной.
Поэтому после принятия христианства для празднования Рождества была выбрана именно вечнозеленая ель. Но люди, как и в языческие времена, по-прежнему в рождественскую ночь уходили в лес, дабы украсить ели цветными лоскутками и плодами.
Существует предание о том, что однажды в канун Рождества в 16 веке немецкий священник и реформатор Мартин Лютер шёл по заснеженному лесу, печалясь такому поведению прихожан. И тут он увидел высокую пушистую ель, на ветвях которой иней сверкал, подобно звёздам на ночном небе. А самая яркая морозная звезда украшала верхушку, подобно Вифлеемской звезде, которая привела волхвов (мудрецы) к младенцу Иисусу. Таким образом, Лютер нашёл решение проблемы. Ёлку доставили в дом священника, и он украсил её свечами, чтобы их огоньки напоминали мерцание звёзд. Так и появилась эта традиция.
На самом деле нельзя точно сказать, откуда пошла традиция наряжать ёлку. Хотя и приписывают её Мартину Лютеру, первые письменные упоминания о рождественских елях датированы 1605 г. В те времена ё лочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами. Традиция украшать ёлку шарами появилась случайно. Легенда гласит, что первый стеклянный елочный шар выдули в Тюрингии (Саксония - Германии) в XIX в., и произошло это из-за неурожая яблок. Дело в том, что настоящие яблоки были тогда главным украшением елок. Но однажды случился неурожай, и к Рождеству запасы яблок закончились. Стеклодувы небольшого немецкого городка решили вместо яблок изготовить круглые шары.
Приблизительно в это же время ель становится символом Рождества (католическое Рождество отмечается 25 декабря). Как уверяют письменные источники, впервые на рождественские праздники наряженную елку установили в немецком городе Страсбурге, в начале 16 века. За несколько столетий эта красивая традиция распространилась по всей Европе.
На Руси первая новогодняя ёлка появилась благодаря царю Петру I.
В 1699 году он издал указ ввести новое летоисчисление, как принято в странах Европы, от Рождества Христова. И отмечать наступление Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января пышными торжествами с нарядными ёлками, фейерверками и застольями.
Однако традиция не прижилась, а возродилась она во времена Екатерины II в XVIII в. А украшать хвойные деревья начали еще позже - во второй половине XIX века.
Раньше на Руси ёлочные игрушки делали из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти.
На Руси традиция наряжать ёлку приживалась очень долго, более 100 лет. Для многих людей символом Нового года (который до Петровской эпохи отмечали 1 марта) оставалась русская березка.
А Рождественскую ель установили в России только в 1817 году, в Зимнем дворце. Царь Александр I решил таким образом порадовать новоиспечённую невестку - германскую принцессу Шарлотту (в православии Александру Фёдоровну) супругу будущего императора Николая Первого.
Это тихое торжество в царской семье дополняли обычаем дарить на Рождество друг другу подарки, которые обычно клали у этой же ёлочки на столике или вешали на её колючие ветки.
Вскоре детский рождественский праздник стал называться Ёлкой. К концу XIX века рождественская ёлка – обычное явление в городе и на селе. Первая публичная ёлка была устроена в 1852 году в Петербурге. А первая государственная (официальная) ёлка в честь Новогодних праздников была установлена только в 1881 году. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи.
Модно было делать игрушки своими руками, даже в домах знатных вельмож.
Накануне Нового года в продажу запускали специальные альбомчики для игрушек - самоделок. Игрушки делали и из бумаги, а так же вешали конфеты. Или привозили из Европы, правда удовольствие это было не из дешёвых и не каждый мог его себе позволить. Первые игрушки начали делать на стеклодувном заводе князя А. С. Меньшикова около города Клин.
Кстати, 2 марта 2008 г. на старейшем в России заводе новогодних украшений, расположенном в подмосковном городе Клин, открылся музей елочных игрушек. В экспозицию вошли более трех тысяч елочных игрушек, сделанных клинскими стеклодувами в разные годы.
Неотъемлемым атрибутом Новогодних и Рождественских праздников в России являются Дед Мороз и Снегурочка.
Долгое время Рождество и Новый год с елкой существовали по раздельности с Дедом Морозом. Попытка ввести в праздник дедушку Николая (прообраз святого Николая Чудотворца) не прижилась. В 1886 году впервые появился дед Морозко, который дарил подарки детям, а к началу XX века уже начал складываться образ Деда Мороза. Вместе с седовласым дедом всегда приходила его внучка Снегурочка, наряженная в жемчужный кокошник и голубые одежды, расшитые серебром. В Москву Дед Мороз и Снегурочка приезжают из самого Великого Устюга Вологодской области. Резиденция доброго бородатого деда и по сей день находится в этом городе. Сюда можно не только приехать, чтобы повидаться с Дедушкой Морозом, но и написать доброму старику письмо.
После революционных событий 1917 г. празднование Рождества и Нового года оказалось под запретом. Но люди стали украшать елки украдкой, а игрушки делали своими руками. Ситуация изменилась только в канун 1935 года, после знаменитого предложения государственного деятеля П. П. Постышева, опубликованного в декабрьском номере газеты «Правда» вернуть этот праздник советским детям. Разумеется, речь теперь шла не о праздновании Рождества Христова, а именно о праздновании Нового года.
Это отразилось и на возобновлённом в стране производстве ёлочных украшений.
Место шестиконечной золотой или белой Вифлеемской звезды заняла пятиконечная красная.
Место шаров и ангелов заняли самые разнообразные фигурки людей, животных, фруктов, овощей. Разнообразие цветных фигурок на ветвях вообще отличало советские ёлки от западных, где украшения могли быть разноцветными, но обычно единой формы.
К середине XX века ассортимент елочных игрушек стал очень богатым. В них было вложено много фантазии. Из посеребренного картона штамповали разнообразных птичек и зверей.
По елочным игрушкам можно проследить историю страны : здесь и кремлевские звезды, и стеклянные космонавты, и всевозможные звери, и царица полей – кукуруза, и различные фрукты и овощи, и даже матрёшки.
Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным, этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»;
даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов…
После войны в 1947 году 1 января снова стал выходным днем. А елочные игрушки снова стали мирными. Появляются «мирные» серии: животные, человечки, фигурные подвески.
В 1949 году, к юбилею А. С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта.
В 1950-е годы начали выпускать ёлочных хоккеистов, цирковых персонажей.
В конце пятидесятых годов, когда на экраны кинотеатров вышел фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились ёлочные игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать.
На ёлочке начала 1960-х гг. - кукуруза, космонавты, Чипполино.
К 1970-м годам в производстве праздничной продукции игрушки из стекла заняли основную нишу. Стеклодув выдувал заготовку через стеклянную трубочку, докрасна накаленную на газовой горелке. Когда она достигала нужного размера, один конец запаивали. Затем ее охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, раскрашивали вручную, клеили на нее стразы и блестки и приделывали так называемую «шапочку» с петелькой.
В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках.
В 1980-е годы выпускаются шарики самой разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками, верхушечки-сосульки, шишки, как будто обсыпанные сахаром.
Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам» выпускаются шары с ручной росписью. Используются более безопасные и долговечные материалы по сравнению со стеклом. Разнообразие цвета, формы и фактуры радует своим обилием. Многие украшают ёлку по советской привычке, обвешивая ёлку игрушками различных цветов и формы, а некоторые, подражая западному образцу украшают ёлки сочетая игрушки одной формы, одного-двух цветов.
А свою праздничную ёлку работники музея старались нарядить так, чтобы мы с детьми увидели историю новогодней игрушки и смогли оценить многообразие форм и цвета.
Затем дети задавали вопросы, рассматривали необычные игрушки, пели песню возле елочки "В лесу родилась елочка", читали новогодние стихи. Здесь их ждали сладкие призы, которыми угощала детей директор музея Никитина Н. К.
Вот на таком необычном чудесном празднике побывали мы с детьми накануне Нового года!
А вечером, уходя домой с родителями, они с восторгом рассказывали о том, что видели елочные игрушки, которыми даже прабабушки и бабушки украшали праздничные елки.
Всем спасибо, что были с нами! Улыбок и радости!