Елена Ивановна Каримова
«Скоро в школу». Итоговое заседание клуба «Первоклассник»
▼ Скачать
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Оборудование и материалы:
1. Проектор.
2. Компьютер.
3. Презентация “Скоро в школу”
Публикация «„Скоро в школу“, Итоговое заседание клуба „Первоклассник“» размещена в разделах
4. Коробка с набором парных геометрических фигур (по количеству родителей)
5. Звоночек.
6. Буклеты для родителей будущих первоклассников.)
7. Запись спокойной инструментальной музыки.
8. Пенал
Ход заседания клуба «Первоклассник»
I.Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Это заседание клуба заключительное. В течение всего учебного года мы с вами тесно сотрудничали и добились определённых успехов в подготовке детей к школе. Сегодня мы еще раз поговорим о том, что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Впереди у нас ещё целых 4 месяца и если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать.
II Опрос «Корзина чувств»
У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». Краткий анализ родительских переживаний.
Вспомните, когда мы в первый раз провели этот опрос большинство из вас чувствовали тревогу, неуверенность, даже чувство страха. А сейчас больше позитивных чувств.
III. «Волшебная коробочка»
А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из волшебной коробочки (коробка участниками передаётся по кругу). Она поможет нам распределится на пары для проведения следующего этапа. А сейчас пройдите по группе и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету или форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга.
IV. «Знакомство»
А сейчас давайте представим друг друга. Для начала возьмите любую фигуру из волшебной коробочки (коробка участниками передаётся по кругу). Она поможет нам распределится на пары для проведения следующего этапа. А сейчас пройдите по группе и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету или форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам расспросить друг друга.
Обязательно задайте следующие вопросы:
• Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
• Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
• Что радует и что тревожит в своём ребенке?
• Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?
Время 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).
Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот пенал. У кого пенал, тот и представляет своего партнера по общению.
(Родители представляют друг друга)
Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы.
Сейчас я предлагаю вам вспомните своё отношение к школе, боялись ли вы туда идти или очень хотели?
Вопросы для обсуждения: Родителям раздаются по одному жетону с вопросом.
Сложно ли вам было рассказать родителям о плохой оценке?
Ждёте ли вы, что ваш ребёнок порадует вас, и будет учиться на «отлично» или «хорошо»?
Думаете ли вы о том, что плохие оценки вашего ребёнка станут свидетельством того, что вы плохо воспитывали своего малыша?
Сравниваете ли вы успехи вашего ребёнка с другими детьми?
Что для вас важнее – отметка или уровень знаний и отношение ребёнка к школе?
Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
• к новому взрослому, к коллективу;
• к новым требованиям;
• к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). Для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим.
С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать?
У нас сегодня присутствуют родители, чьи дети уже ходят в школу. Они поделятся с нами опытом преодоления этих трудностей.
V. Выступление родителей
Быкова О. А. «Адаптация».
Как отметила О. А. адаптация к школе будет протекать легче, если у ребенка сформирована внутренняя мотивация школьника. Хочется отметить, что на данный момент у 100% детей нашей группы сформирована внутренняя мотивация школьника, т. е у него сформированы точные представления о школе, требованиям к нему. Если сравнить с результатами теста, который мы проводили в сентябре, можно увидеть, что у 38%детей внутренняя позиция школьника была не сформирована. Но благодаря нашим общим усилиям (экскурсия в школу, чтение литературы о школе, рисование школы, с/р игры «Школа» и т. д.) нам удалось сформировать внутреннюю позицию школьника.
Многие первоклассники не смотря на то, что очень хотят пойти в школу часто испытывают чувство страха. Как преодолеть страх перед школой? В этом нам поможет разобраться Сотникова Е. В.
Сотникова Е. В. «Как преодолеть страх перед школой»
Спасибо уважаемые родители. Может быть у кого-то возникли вопросы. Вы можете их задать.
VI. Результаты теста
В начале учебного года мы проводили тест «Готов ли ребёнок к школе».
Результаты тестов показали, что 87% детей вполне готовы к тому, чтобы пойти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; до 0% снизился низкий уровень готовности к школе.
Вопрос:
- Как вы считаете, благодаря каким рекомендациям лично вам удалось повысить уровень готовности ребенка к школе? (стали собирать мозаику, больше рисовать, стали больше собирать пазлы, кубики; писать графические диктанты, делать аппликации)
Сейчас мне бы хотелось ещё раз остановиться на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам ещё нужно обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
VII. Лекция
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности :
• интеллектуальный
• эмоциональный
• социальный
Первый аспект Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Развивать пространственное мышление, умение действовать по схеме поможет техника Квадрат Воскабовича. Квадрат состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на тканевую основу. Сгибая квадрат различными способами, ребё нок конструирует разнообразные силуэты: мышки, домик, котёнок. Такой квадрат можно изготовить дома самим. СЛАЙД
Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость – это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?».
Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.
Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг.
Вопрос
-Как вы помогаете ребёнку развивать мелкую моторику руки?
Ответы родителей
К вашим методам мне бы хотелось добавить такие упражнения как:
-работу с китайскими палочками;
-массаж карандашами;
-массаж грецкими орехами;
- бильбоке;
-шнуровки.
Переходим к рассмотрению второго аспекта школьной готовности. В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.
VIII. Разыгрывание ситуации.
Маша играет с мамой в шашки. Ходит не правильно. Мама её поправляет. На замечание мамы Маша реагирует раздражительностью. Когда начинает проигрывать проявляет чрезмерные эмоции. Начинает кричать, плакать, реагирует раздражительностью и отказывается продолжать игру. Мама, видя такое поведение ребёнка стали специально проигрывать Маше.
-Правильно ли поступает мама в данной ситуации?
- Как можно помочь ребенку справиться с этими отрицательными эмоциями?
(Учить следовать определённым правилам. Играть в игры типа «Дочки – матери», «Съедобное – не съедобное», «Море волнуется», «Да и нет не говорить, чёрный с белом не носить», а так же настольные игры с правилами. в этих и подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено, как определено правилами игры)
Третий аспект Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника. Мы рассмотрели с вами все аспекты школьной готовности ребенка.
IX. «Чудесная сумка»
Перед вами чудесная сумка. В неё вы можете положить любой совет, любую рекомендацию с заседания нашего клуба. Что бы вы хотели положить в неё и унести с собой на будущее из полученных знаний, умений, навыков?
7. Обратная связь.
Мне бы очень хотелось выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня и на других заседаниях клуба.
Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
Помог ли клуб решить какие-либо проблемы по подготовке ребенка к школе?
Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Наши заседания клуба не прошли зря. Нам удалось сформировать «внутреннюю» мотивационную позицию школьника у детей, сократить низкий уровень готовности ребенка к школе, вооружиться практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда вы станете родителями первоклассника. Впереди не только радости, но и серьёзные испытания, для которых вам потребуется немало сил и душевных, и физических. Но я вам желаю быть терпеливыми и уверенными в том, что ваш малыш самый замечательный, умный, красивый, любимый и всё у вас получится и всё у вас будет хорошо!