Гульназ Мухамедрахимова
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Автор: Мухамедрахимова Гульназ Рамилевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления №24 "Буратино" г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи;
Обобщать знания о твердых и мягких согласных.
Закрепить умение детей составлять звуковую схему слов, умение детей делить слова на слоги.
Закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.
Систематизировать знания детей о литературных жанрах.
Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные. Воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и сверстников. Вызывать интерес к обучению грамоте.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, рабочие тетради по обучению грамоте, музыкальная запись П. И. Чайковский "Времена года. Весна"
Ход занятия.
Организационный момент
- Здравствуйте ребята.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.
Основная часть
- Дети, мы целый год готовились с вами к школе. Давайте вспомним, чему мы с вами учились на занятиях по развитию речи и обучению грамоте?
- (.)
- Сегодня нам придется вспомнить все и помочь одному мальчику во всем разобраться.
(слайд №1. Незнайка)
- Ребятки, кто это?
- Из какого он произведения?
- Кто автор этого произведения?
- А вы знали, что Незнайка, как и вы, собирается в этом году в школу в первый класс. Но другой герой - Знайка решил проверить, готов ли Незнайка к школе и дал ему несколько заданий и вопросов. Незнайка боится ошибиться и просит у вас помощи. Поможем Незнайке?
- Задания, которые предложил Знайка по развитию речи. Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь?
- (___
- Правильно, наша речь состоит из предложений. А что такое предложение? (.)
Послушайте предложение.
-Солнце светит ярко.
-Сколько в нем слов? Какое первое? Какое последнее?
Составим схему этого предложения. С какой интонацией я сказала это предложение. Молодцы.
Игра "Составь длинное предложение"
А сейчас поиграем в игру "Составь длинное предложение". Это задание №1, которое Знайка прислал Незнайке.
Я говорю вам короткое предложение из двух слов - вы его изменяете, добавляете слова и делаете его длинным.
Пришла весна.
Светит солнце.
Тает снег.
Набухают почки.
Прилетают птицы.
Появляются насекомые.
Появляются подснежники.
Просыпаются животные.
Люди радуются.
Молодцы! То есть предложения могут быть короткими и длинными, состоят они из слов.
- Слов много, все они звучат по-разному и имеют разное значение. Например, есть слова, которые обозначают предметы, действия, признаки, количество.
- Какое значение слов бегать, плавать, писать, стучать, ходить, делать, трудиться?
- Какое значение слов красивый, зеленый, хороший, добрый, высокий?
Второе задание от Знайки. Нужно рассказать о слове не называя его.
- Назовите мне слова, обозначающие предметы. Например, мебель.
- Знайка хочет проверить, умеет ли Незнайка описывать предмет и предлагает нам игру "Пойми меня"
Игра "Пойми меня" (Например, выходит ребенок, берет картинку и должен рассказать об этом предмете не называя его) (например, картинка мяч. Это предмет. Он круглый. С ним мы играем на участке в футбол, вышибалы.) (слайды с рисунками после правильных ответов детей)
Слова для игры: подснежник, божья коровка, ледоход, масленница, птенцы.
- Молодцы! Я думаю, теперь Незнайка сможет описать любой предмет.
- Знайка хочет проверить, знает ли наш Незнайка антонимы? А что такое антонимы? (.) Чтобы Незнайка запомнил слова, противоположные по смыслу, давайте встанем в круг и поиграем в игру "Наоборот" (с мячом).
Молодцы!Вы справились с этим заданием!
- Мы сказали, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, а слова? Слова мы на что делим?
- Как можно узнать сколько слогов в слове?
- Упражнение «Кто, где живет?»
(слайд № 5)
- Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (слайд №)
(дети определяют и называют количество слогов в словах! (слайд №)
- А теперь называем свое имя, говорим количество слогов в нем и занимаем место на стульчиках. (Ма-ри-на - 3 слога)
- Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!
- А теперь следующее задание от Знайки "Составь слово" работа в тетрадях. (стр12.)
Гимнастика для глаз.
- А теперь закройте глазки. Расслабьтесь. Я вам предлагаю послушать музыкальную композицию. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил композицию "Времена года. " где есть часть под названием "Весна". Послушайте эту красивую мелодию, а потом расскажете, что вы видели, когда слушали ее, что вам представлялось? (ответы детей)
- Благодарю за интересные ответы. Продолжим выполнять задания Знайки.
-Чем отличается звук от буквы?
- Какие бываю звуки?
- Как отличить этот звук согласный или гласный?
- Гласные какие бывают?
- Игра "Назови слово на звук. "Назовите мне имена на звук [а], месяцы на звук [м], еду на звук [в] или [вь]
Следующее задание Знайки "Сделать звуковой анализ слов". Задание сложное, ответственное нужно вспомнить все, что мы знаем о звуках и применить свои знания, выполняя задание.
- Повторили! А теперь сделаем звуковой анализ слова весна, грачи.
(один ребенок выполняет анализ этого слова).
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
- Раз уж мы говорим о весне. Нужно сказать, что в литературе очень много примеров, где описывается вся красота этого времени года. Сейчас я прочитаю вам произведение, а вы скажете, что это за литературный жанр. и почему вы так думаете.
Я. Аким «Апрель»
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи
А сегодня прямиком топает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!»
Эту новость первой,
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
-Правильно это стихотворение, а написал его Я. Аким. Скажите о чем это стихотворение? Оно вам понравилось?
-Какие еще литературные жанры вы знаете? (Рассказы, сказки, басни).
У этих стихов, рассказов и сказок есть определенный автор. Вспомните, каких русских писателей, поэтов мы с вами проходили, читали их произведения? Следующее задание от Знайки
Игра "Угадай произведение" (слайды)
- У всех этих произведений есть определенный автор. А если автор народ, тогда как называются такие произведения?
- Какие жанры фольклора вы знаете?
- Отгадайте загадку от Знайки. (слайд) Ребенок читает по слогам загадку.
В этот месяц таит всё,
В этот месяц снег идёт,
В этот месяц все теплей,
В этот месяц женский день.
-= Март =-
- А какие еще праздники бывают весной?
- Следующее задание от Знайки - "Составь пословицу"
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Кто спит весной - плачет зимой.
Пальчиковая гимнастика
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Рефлексия.
- Ребятки, вы успешно выполнили задания Знайки и помогли Незнайке. Он благодарит вас! И мы можем его отправлять в школу. До свидания, Незнайка, желаем тебе успехов в учебе!
- Ребятки, скажите, что мы сегодня делали на занятии?
- Что сегодня мы повторили, что узнали?
- Какое задание вам понравилось особенно?
- Какое задание было для вас сложным?
Оценить деятельность детей. Раздать смайлики!
Спасибо за вашу работу. Можете идти отдыхать.