Елена Амосова
«История игрушки». Конспект музыкально-интегрированной НОД для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
История игрушки
Конспект
Музыкально-интегрированная
непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа (дети 5 – 6 лет)
Муниципальное методическое объединение
Составители:
Точилова Светлана Габрафиковна –
Зам. зав. по В и МР;
Руденко Юлия Леонидовна -
воспитатель,
первая квалификационная категория;
Лубянова Инна Владимировна –
воспитатель,
первая квалификационная категория;
Темочки:
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Амосова Елена Валентиновна -
первая квалификационная категория;
МБДОУ детский сад
«Золотой петушок»
Свердловская область
Нижняя Тура
Март 2018
Цель. Эффективное стимулирование художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей игрушки через осуществление социального партнёрства ДОУ, семьи, учреждений культуры.
Задачи.
Образовательные.
• Познакомить детей с историей появления игрушки.
• Классифицировать игрушки по их усовершенствованию от древности до современного мира: деревянные, тряпичные; железные, резиновые, пластиковые.
• Познакомить детей с авторами и их произведениями, содержащими рассказы об игрушках.
• Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи: выразительно и эмоционально читать стихи, грамотно и связно формулировать и высказывать свои мысли.
• Совершенствовать способности детей в умении чисто интонировать, внятно и правильно проговаривать слова в песне, выполнять ритмично танцевальные движения по тексту и на проигрыш.
Развивающие.
• Развивать у детей : речь, мышление, внимание, память.
• Развивать у детей умение воспроизводить волшебные слова из сказки выразительно, эмоционально, внятно.
• Развивать способности детей в умении исполнять произведение на различных музыкальных и ударных инструментах, правильно вступать в партии, играть ритмические рисунки и мотивы, играть по жесту дирижера.
• Развивать способность детей изображать образ робота в танце; ритмично, четко исполнять танцевальные движения.
• Развивать способность детей видеть реальную картину мира через общение с игрушками.
Воспитательные.
• Воспитывать у детей чувство сострадания к больному, побуждать к помощи.
• Воспитывать коммуникативные навыки, внимание, ловкость, быстроту реакции, способность ориентироваться в пространстве.
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам, понимать значение игрушек в играх.
• Вызвать у детей положительные эмоции.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников:
• ребё нок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: чисто интонирует, ритмично и выразительно исполняет танцевальные движения;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в коммуникативных играх, оркестре, в беседах;
• может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в стихах, ответах на вопросы, отгадывании загадок;
• правильно продуцирует речевое высказывание в ситуации живого общения в беседах по презентации «История игрушки», «Книжки про игрушки»;
• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности: в пении, ритмических движениях, музыкальных играх, игре в оркестре.
Интеграция образовательных областей.
1. Познавательное развитие. Знакомство с историей возникновения игрушки с древних времён – до наших дней; закрепления знаний детей о произведениях из книг, рассказывающих про игрушки.
2. Социально-коммуникативное развитие. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Закрепление правил коммуникативной игры; проявление сострадания к больной кукле.
3. Речевое развитие. Беседы с детьми про игрушки с использованием презентаций мультимедиа Выслушивание и уточнение их ответов, подсказывание слов, более точно отражающих особенности старинных и современных игрушек; моральных поступков людей и детей при обращении с игрушками; помощь логично и понятно высказывать суждение в интерактивной игре «Загадки про игрушки». Развитие способности к любознательности. Пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний об игрушках в различных произведениях. Активизация употребления в речи: заклинания, названий частей света, названий игрушек. Использование в речи наиболее употребительных прилагательных глаголов, наречий, предлогов. Введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии, в которые одеты куклы: врач, пожарник, строитель, парикмахер, шофер и др.
4. Художественно-эстетическое развитие. Приобщение детей к восприятию песенно - танцевального искусства в песне «Заводные игрушки», развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при исполнении образа «заводной игрушки», «робота». Прослушивание наигрышей народного музыкального фольклора - «Барыня». Побуждение к умению отгадывать загадки про игрушки, узнавать игрушки в художественных образах на мультимедиа экране. Развитие умения различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, мультимедийные картинки (изобразительное искусство). Обучение способам определения средств выразительности (ритм, движение, жест, звук) в музыкальной деятельности - игра в оркестре «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.
5. Физическое развитие. Воспитание потребности исполнять ритмические движения энергично, согласованно с музыкальными частями, темпом, динамикой. Развитие памяти, мышления, способности ориентироваться в пространстве, быстроту реакции (строить круг, находить свою игрушку).
Педагогические технологии:
- информационно-коммуникативная технология;
- технология игры;
- здоровьесберегающая технология;
Методы и приёмы.
1. Интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг: проигрывание истории игрушек, составленной детьми совместно с педагогами и социальными партнерами учреждений в сфере культуры.
2. Создание интереса у детей к совместно деятельности через музыкальное вступление, вход детей в зал, усаживание в «игровой комнате».
3. Чтение педагогом отрывка из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик».
4. Исполнение детьми песни «Заводные игрушки», дети самостоятельно передают образ заводной игрушки по тексту песни.
5. Метод тренинга: использование волшебных слов «Лети, лети лепесток…» для исполнения различных желаний, передача Цветика – семицветика детьми по кругу.
6. Сюрпризный момент: приход Барыни – экскурсовода из музея, просмотр мульти - медиа презентации «История создания игрушки», ответы детей на вопросы по теме.
7. Обыгрывание стихотворения «Болеем» Т. Алейникова с Куклой (педагог).
8. Музыкотерапия : игра детей в оркестре, исполнение по партиям произведения «Болезнь куклы» П. И. Чайковского: на металлофонах, треугольниках, шейкере, тон – блоках, гуиро; аккомпанемент – электронное пианино.
9. Использование интерактивной игры «Загадки про игрушки», которую проводит Кукла (педагог).
10. Сюрпризный момент: приход учёной Совы – библиотекаря, выставка - презентация книг «Игрушки, живущие в книжках», беседа с детьми по теме НОД.
11. Сюрпризный момент: приход волонтёров – школьников, исполнение музыкально - коммуникативной игры «Четыре кружочка с игрушками».
12. Воспитательный момент: выразительное чтение волонтёрами стихотворения «Не ломайте игрушек».
13. Кинезиотерапия: исполнение совместного танца: детьми, волонтёрами «Робот Бронислав», передача образа в танцевальных движениях.
14. Вручение гостям от детей подарков – самоделок: «Кукла из ткани».
Предварительная работа.
1. Подбор методической, нотной, художественной литературы; составление конспекта музыкально – интегрированной непрерывной образовательной деятельности «История игрушки».
2. Чтение детям сказки «Цветик - семицветик» В. Катаева.
3. Составление детьми рассказа об игрушке, в процессе непрерывной образовательной деятельности.
4. Взаимодействие с родителями: составление семейного рассказа о любимой игрушке с рисунком.
5. Посещение детьми Нижнетуринского краеведческого музея и филиала № 1 городской библиотеки - беседы.
6. Разучивание с детьми песни «Заводные игрушки», работа над внятным произношением слов, чистым интонированием, имитация танцевальных движений заводных игрушек.
7. Разучивание коммуникативной игры «Четыре кружочка с игрушками», повторение ритмических движений по частям музыки, исполнение правил игры с волонтёрами – школьниками.
8. Разучивание танца «Робот Бронислав», упражнения в ритмичном, четком исполнении детьми танцевальных движений по тексту, совместно с волонтёрами – школьниками.
9. Разучивание произведения «Болезнь куклы» П. И. Чайковского в оркестре. Проигрывание партий на металлофонах, треугольниках, ударных по взмаху дирижёра.
10. Разучивание волшебных слов, стихотворений, отгадывание загадок про игрушки.
11. Изотерапия: изготовление детьми, под руководством воспитателей, поделок из бросового материала – подарков для гостей.
12. Составление презентации: «История создания игрушки».
13. Создание интерактивной игры «Загадки про игрушки».
Словарная работа.
Обучение детей правильному, внятному, выразительному произношению волшебных слов, стихов про игрушки. Проговаривание названий частей света: север, юг запад восток.
Оформление музыкального зала.
У центральной стены зала стоят детские диванчики, кресла. Цветик – семицветик (с отрывающимися лепестками) – в вазе на столе. Игрушки для игры : лиса, зайка, мишка – на лавочке, игрушки для детей - на диванчике. Выставка детских рисунков с рассказами «Моя любимая игрушка». Экран мультимедиа для показа презентаций – у окна. Стол для выставки книг «Игрушки, живущие в книжках».
История игрушки
Конспект
Ход музыкально-интегрированной
непрерывной образовательной деятельности
Старшая группа
I этап. Организационный.
Музыка. «Детская разминка».
Дети, с игрушками в руках, под музыку, проходят в зал и садятся в «игровой комнате» на диванчик, кресла, пуфики.
1 ведущий читает отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветик - семицветик», где девочка Женя желает иметь все игрушки. Ведущий закрывает книгу.
1 ведущий. Ребята, хотите, как девочка Женя, из сказки «Цветик-
семицветик» Валентина Катаева, отправиться в путешествие и
узнать всё об игрушках?
Дети. Да! Хотим!
1 ведущий. Выходите, занимайте места, возьмемся за ручки.
Дети садят игрушки на диванчики и пуфики, строятся в полукруг лицом к зрителям.
2 ведущий. Посмотрите, как много к нам гостей пришло, давайте
поздороваемся!
Дети. Здравствуйте!
II этап. Мотивационный.
2 ведущий. Приглашаем и Вас, гости, с нами отправиться в путешествие. В
этом нам поможет Цветик – семицветик.
1 ведущий. В «Страну игрушек» есть тропа,
Заколдована она…
Лепесток мы оторвём
И скорей туда пойдём!
Встанем в кружок,
Оторвем лепесток.
Дети строятся в круг. Ребёнок отрывает от цветка 1 лепесток, передаёт лепесток детям. Дети передают лепесток по кругу.
Ребёнок. «Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь, коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели:
2 ведущий. Желаем превратиться в заводные игрушки!
Дети встают врассыпную на ковре, на исходные позиции, для танца.
1. Песня - танец «Игрушки заводные».
Автор А. Чугайкина.
Вступление.
1 куплет. В коробках нас находят
И ключиком заводят.
Игрушки заводные –
Красивые такие.
Проигрыш.
Припев. Ключик сделал: «Чик-чик-чик!» 2 раза.
Завелись мы в тот же миг!
Проигрыш.
2 куплет. Задвигаются ножки,
Завертятся ладошки.
На нас скорей смотрите,
Наш танец повторите!
Проигрыш.
Проигрыш – танец. 2 раза.
Проигрыш.
3 куплет. Бывает на неловко,
Раз, два – и остановка!
Скорее подбегите
И ключик поверните!
Проигрыш.
Припев.
Короткое заключение.
2 ведущий. Вот мы и оказались в стране Игрушек, отправляемся дальше!
Встанем в кружок,
Оторвем лепесток.
Дети встают в круг. Ребёнок отрывает от цветка 2 лепесток, передаёт лепесток детям. Дети передают лепесток по кругу.
Ребёнок. «Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь, коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели:
2 ведущий. Желаем узнать историю появления игрушки.
Дети расходятся на две стороны ковра.
III этап. Практический.
Музыка : «Барыня» русская народная. Баян.
Входит Барыня (экскурсовод, пританцовывает, идёт по кругу, выставляет ноги вперед на пятку – «Каблучок», кружится – руки «полочкой» - сложены на груди. Кланяется зрителям – руки разводит в стороны. Дети строятся на ковре лицом к экрану; здоровается.
2. Показ презентации – мультимедиа: «История создания игрушки».
Нижнетуринский краеведческий музей. Лыжина Ольга Васильевна – экскурсовод. В процессе просмотра презентации задаются закрепляющие вопросы.
Дети. Спасибо.
Барыня. (Хвалит детей).
2 ведущий. Садитесь, дети.
Дети садятся в кресла, на пуфики.
Из-за двери слышен стон, входит девочка и ведет за руку Куклу (педагог).
Девочка, ведущая куклу, читает стихотворение «Болеем». Поэт Алейникова.
Девочка. Тише! Тише! Не шумите!
Куклу вы не разбудите!
Заболела кукла-дочка,
Тело всё в зелёных точках.
И я, тоже, вся в зелёнке,
Мы вдвоём с ней, будто ёлки.
Нас ветрянка поразила,
Друг от друга заразила.
Чтоб болеть было не скучно,
Лечит мамочка нас дружно!
Девочка садит Куклу на стул, у окна.
1 ведущий. Давайте поможем вылечить куклу.
Встанем в кружок,
Оторвем лепесток.
Дети встают в круг. Ребёнок отрывает от цветка 3 лепесток, передаёт лепесток детям. Дети передают лепесток по кругу.
Ребёнок. «Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь, коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели:
2 ведущий. Пусть-ка музыка звучит,
Нашу Куклу исцелит.
Дети, возьмите музыкальные инструменты.
Дети берут музыкальные инструменты. Воспитатели выдвигают столы с металлофонами, дети строятся на исходные позиции в оркестре.
3. Оркестр «Ягодка». П. И. Чайковский «Болезнь куклы».
Дети исполняют произведение на металлофонах, треугольниках, ударных инструментах: тон-блоках, гуиро, шейкере; под аккомпанемент фортепиано.
Сборник № 5. – С. 17. – подготовительная к школе группа.
После исполнения оркестра, дети убирают музыкальные инструменты на места, воспитатели отодвигают столы с металлофонами к стене.
Дети строятся в полукруг, в центре ковра.
Кукла. Вот, и стало мне легко!
Всё прошло и отлегло!
Сейчас я, с большим удовольствием, загадаю вам загадки про
игрушки, будьте внимательны!
4. Интерактивная игра «Загадки про игрушки».
Мультимедиа презентация: на экране – детская комната, после правильного ответа на загадку – появляется игрушка - отгадка на экране со звуком колокольчика.
1 загадка.
Я - хорошая игрушка,
Буду девочкам – подружкой!
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла).
2 загадка.
Красный, синий, яркий, круглый,
Он - красивый и упругий,
Прыгает, несется вскачь,
Отгадай, что это? (Мяч).
3 загадка.
Мягкое брюшко,
Большие ушки,
Коричневая рубашка,
А зовусь я … (Чебурашка).
4 загадка.
Ростом - разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка).
5 загадка.
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем… (Погремушка).
6 загадка.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч).
7 загадка.
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке - танцовщица
Музыкальная.? (Юла).
8 загадка.
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду дай ему немного
И устрой ему берлогу. (Медведь).
Кукла. Молодцы дети, все загадки отгадали, порадовали меня. Ребята,
игрушки живут на страницах детских книг, о них нам расскажет
мудрая Сова.
Встанем в кружок,
Оторвем лепесток.
Дети встают в круг. Ребёнок отрывает от цветка 4 лепесток, передаёт лепесток детям. Дети передают лепесток по кругу.
Ребёнок. «Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь, коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели:
2 ведущий. Пусть мудрейшая Сова
Прилетит к нам сюда.
Дети расходятся на две стороны ковра.
Музыка. «В мире животных».
Входит Сова, в очках, одетая в чёрную накидку, на голове – черная четырёхугольная шапка с кисточкой на краю, в руке – указка.
Городская детская библиотека, филиал № 1, Библиотекарь – Мария Владимировна Король.
Сова здоровается, приглашает детей садиться на ковер. Дети садятся на ковер, лицом к сове, сидящей у окна за столом. На столе стоят раскрытые книги об игрушках.
«Игрушки, живущие в книжках».
5. Диалог - беседа Совы с детьми «Игрушки, живущие в книжках».
(О художественных произведениях, рассказывающих про игрушки).
Сова хвалит детей.
2 ведущий. А мы отправляемся дальше.
Встанем в кружок,
Оторвем лепесток.
Дети встают в круг. Ребёнок отрывает от цветка 5 лепесток, передаёт лепесток детям. Дети передают лепесток по кругу.
Ребёнок. «Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь, коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели:
2 ведущий. Пусть волонтёры – школьники придут,
Игру с нами проведут.
Музыка. «Гимн волонтеров». Волонтеры входят в зал, берут детей за руки, движутся по кругу.
1 волонтёр. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
2 волонтёр. Ребята, мы пришли поиграть с вами.
3 волонтёр. Вы готовы?
Дети. Да! Готовы!
1 волонтёр. Поиграем в игру «Четыре кружочка с игрушками», постройте 4
кружочка.
2 волонтёр. Внимательно запомните игрушку в своем кружочке!
3 волонтёр. Кто первый построит круг вокруг своей игрушки - хлопайте в
ладошки, та команда и победила!
6. Музыкально – коммуникативная игра «Четыре кружочка с игрушками».
Музыкальная импровизация – фортепиано. Играют дети и все герои – 2 раза.
Дети стоят в четырёх кружках по краям ковра. В центре каждого кружка стоит школьник – волонтёр с игрушкой в руках.
1 часть музыки : дети, взявшись за руки бегут вокруг школьника.
2 часть музыки : дети ритмично хлопают у правого, за тем у левого ушка.
3 часть музыки : дети кружатся вокруг себя.
4 часть музыки – тихая и медленная : дети приседают на корточки, закрывают глаза ладонями. Школьники осторожно выходят их кружочков, меняются игрушками, встают на другие места.
На конец музыки школьники говорят : «Раз, два, три! Игрушку свою найди!»
Дети бегают по залу, находят свою игрушку, у которой стояли в начале игры, берутся за руки в кругу.
Побеждает тот круг, в котором дети встали первыми, хлопают победителям.
Дети расходятся на две стороны.
Волонтёры читают отрывок из стихотворения «Не ломайте игрушек, не надо!» Поэт Дайм Смайлз.
1 волонтёр. Не ломайте игрушек, не надо -
Это верные ваши друзья!
И всегда они будут вам рады,
Вы для них, как родная семья.
2 волонтёр. Если вдруг на душе грустно станет,
К вам игрушки на помощь придут.
Веселить они вас не устанут,
Настроение вмиг создадут.
Ребенок. Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем.
Поиграем, а потом -
Все на место уберём!
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим.
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
На проигрыш Аудио - «Робот» дети встают на танец.
7. Танец «Робот Бронислав».
Танцуют дети и волонтеры.
1 ведущий. Встанем в кружок,
Оторвем лепесток.
Дети встают в круг. Ребёнок отрывает от цветка 6 лепесток, передаёт лепесток детям. Дети передают лепесток по кругу.
Ребёнок. «Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь, коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели:
2 ведущий. Пусть у каждой игрушки будет добрый друг!
На память о нашей встрече дети своими руками изготовили для
Вас сувениры-игрушки.
Дети дарят подарки гостям: самодельные куклы из ткани.
Музыка «Ожившие игрушки».
Дети встали в полукруг.
1 ведущий. Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам…
Дети. До свиданья!
1 ведущий. До счастливых новых встреч!
IV этап. Рефлексивный.
2 ведущий. Ребята, вот и закончилось наше путешествие! У нас остался один
лепесток, он нам поможет вернуться домой. Понравилось вам
наше путешествие в страну Игрушки? (Да, понравилось).
Что нового вы узнали об игрушках?
Дети. Игрушки появились очень давно!
Надо беречь игрушки, игрушки надо любить, игрушки – наши друзья, игрушки нельзя ломать!
1 ведущий. Встанем в кружок,
Оторвем лепесток.
Дети встают в круг. Воспитатель отрывает от цветка 7 лепесток, передаёт лепесток детям. Дети передают лепесток по кругу.
Все дети. «Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь, коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели:
2 ведущий. Желаем оказаться дома. Ребята, не забудьте свои игрушки!
Дети берут игрушки, под музыку идут по кругу, поворачивают игрушки направо – налево, выходят из музыкального зала, персонажи выходят за детьми.
Музыка «Игрушки и дети».
Литература
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.
2. Большая энциклопедия для дошкольника. – ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе», М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. 3. Русская народная игрушка / Государственный Русский музей/. – СПб: Palas Idition, 2002.
6. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (старшая группа) Издательство: «Композитор» - СПб. 2009.