Маркова Людмила
Исторические прототипы литературной героини романа «Евгений Онегин» Татьяны Лариной «Нет вымысла без правды»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта: Исторические прототипы литературной героини романа «Евгений Онегин» Татьяны Лариной : «Нет вымысла без правды».
Описание проекта.
Тип проекта: информационно- исследовательский.
Публикация «Исторические прототипы литературной героини романа „Евгений Онегин“ Татьяны Лариной „Нет вымысла без правды“» размещена в разделах
Актуальность проекта: «Евгений Онегин» - самый великий русский роман – является одновременно и самым загадочным, по крайней мере, в школьном изучении. Выбор темы исследования обусловлен большим количеством возможных прототипов Татьяны Лариной, а также отсутствием материала по данной теме в учебнике литературы.
Несмотря на большой интерес к этой теме литературоведов, их мнения по этому вопросу расходятся. В своей работе мы обратились к таким книгам, как роман исследователя биографии Пушкина «Пушкин в Михайловском», к главам из книги биографа-пушкиниста П. Губера «Дон-жуанский список» «Воспоминания о Пушкине», «Запискам о Пушкине» .
Цель проекта:
рассмотреть биографические данные реально существовавших женщин в окружении поэта, с которых мог быть списан образ Татьяны Лариной. В соответствии с целью были определены следующие
задачи:
- Сравнить факты биографии предполагаемых прототипов с образом Татьяны Лариной.
- Познакомиться с точками зрения литературоведов-пушкинистов на прототип Татьяны.
- Систематизировать полученный материал, сделать выводы.
Объект исследования: Образ Татьяны Лариной, героини романа «Евгений Онегин»
Предмет исследования: биографии реально существовавших женщин близкого окружения поэта с целью установления соответствия с образом Татьяны
Гипотеза: Татьяна Ларина, «милый идеал» Пушкина, является собирательным образом, не имеющим прототипом одного реального лица.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
• Сформировать представление об образе Татьяны Лариной как образце нравственной чистоты, по мнению А. С. Пушкина
• Расширить кругозор обучающихся о личности великого поэта через мало известные факты биографии.
• Мотивировать обучающихся на вдумчивое чтение поэтического наследия А. С. Пушкина, способствующего их личностному и нравственному развитию.
Планирование этапов проекта с описанием задач каждого этапа проекта:
№ п/п Этапы проекта Задачи Ожидаемый результат Период реализации
1
Выбор темы
Подбор научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Анализ научно-биографической литературы. Теоретическая подготовка к работе по проекту
1 неделя
2.
3.
Планирование
Разработка проекта.
2. Отбор необходимой для проекта литературы, (аргументов, доказательств, фактов)
3. Подготовка текста проекта
(оформление работы, подготовка иллюстраций, картин). Умение ориентироваться в научной, научно-популярной литературе, отбирать наиболее целесообразный в рамках проекта материал.
Умение
структурировать материал, подбирать
аргументы
1 неделя
1 неделя
4
Завершение проекта. Анализ, подведение итогов
Подготовить презентацию проекта
Проект расширяет кругозор обучающихся о личности великого поэта через мало известные факты биографии;
мотивирует обучающихся на вдумчивое чтение поэтического наследия А. С. Пушкина; способствует их личностному и нравственному развитию.
1 неделя
Важное место в романе “ Евгений Онегин” занимает образ Татьяны Лариной – “милый идеал” Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни. И наиболее важно для поэта то, что героиня – “русская душою”. Что же делает ее такой и какие черты ее характера близки Пушкину?
Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с которым “неразлучно воспоминанье старины”. Ведь героиня – воплощение национального характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами.
Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой, так же, как и сам Пушкин – Ариной Радионовной, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, “милых преданий простонародной старины”, русских снов служит тому доказательством.
Она любит Онегина “не шутя”, серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признаниями самого Пушкина!
Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство
В романе “ Евгений Онегин” Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”.
Но с кого он писал этот образ? Пушкин лишь туманно указывал на то, что прототип был.
На этот счё т есть несколько версий:
Мария Николаевна Раевская- дочь генерала Раевского, сестра друга Пушкина, впоследствии вышла замуж за декабриста Сергея Волконского и последовала за ним в Сибирскую ссылку.
Наталья Дмитриевна Фонвизина - жена генерала-декабриста. Эта женщина была твёрдо уверена, что именно с неё классик "списал" образ Татьяны. Второй муж Фонвизиной - Пущин, был дружен с Александром Сергеевичем, и имел основания утверждать, что догадки его супруги вполне обоснованы.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова - в письмах к Александру Раевскому Пушкин условно называл именем "Татьяна" известную им обоим женщину, а Воронцова была пассией Раевского;
Читая эпизод «Встреча Онегина и Татьяны на балу в Петербурге», мы обратили внимание на совпадение детали в живописном портрете Е. К. Воронцовой, написанном Хейтером Джорджем, и словесном портрете Татьяны Лариной – они обе в малиновых беретах. Такое совпадение приводит к мысли, что прототипом Татьяны является княгиня Е. К. Воронцова.
А. С. Пушкин писал «»Евгения Онегина» в период с 1823 по 1831 год. Начал работу над этим романом он в 1823 году, во время своей южной ссылки в Одессу, где познакомился с Елизаветой Воронцовой. Известно, что А. С. Пушкин был серьёзно увлечён замужней Е. К. Воронцовой, состоял в переписке и хранил память о ней до последних дней жизни.
Что мы знаем о ней?
Елизавета Ксаверьевна Воронцова родилась 19 сентября 1792 года. Между дочерью и матерью не было душевной близости. Воспитывали Елизавету в исключительной строгости, до 27 лет она проживала в деревне и лишь в 1819 году впервые отправилась в своё первое путешествие за границу, во время которого познакомилась в Париже с графом Воронцовым и вышла за него замуж. Так что светский и любовный опыт был незнаком этой миловидной барышне. Однако в её жизни была история любви к дальнему родственнику Раевскому, который отверг её любовь, а затем пытался разбить её семью, влюбившись в великосветскую даму, которой стала Е. К. Воронцова.
Авторами версии того, что Елизавета Ксаверьевна Воронцова – прототип Татьяны Лариной являются Чернова Е. Б. 9, Раков Ю. 10 и П. К. Губер11. Что же объединяет этих исследователей?
1. В письмах к Раевскому Пушкин зашифровывает имя Воронцовой и
называет её Татьяной, но тот знает, о ком идёт речь. Раевский также называет её Татьяной.
2. Имя Воронцовой значится в донжуанском списке Пушкина, и внесено в него во время Южной ссылки.
3. В период создания романа «Евгений Онегин» он пишет стихи,
посвящённые Е. К. Воронцовой («Сожженное письмо», «Талисман»,
«Ангел» и др., рисуя её портреты на полях черновиков. В рукописях
Пушкина с 1823 по 1829 найдено более 30 изображений Е. К. Воронцовой.
4. Пушкин до смерти хранил перстень-талисман и медальон,
подаренные Воронцовой ему при расставании. Перед смертью он передал Данзасу медальон с изображением Воронцовой1, а перстень снял с мёртвой руки и оставил себе на память В. А. Жуковский (с разрешения Н. Гончаровой).
5. Между ними существовала тайная переписка (об этом свидетельствуют воспоминания сестры поэта О. С. Павлищевой, домоправитель Воронцовой видел связку писем Пушкина и даже успел прочесть одну французскую фразу: «Что делает ваш олух-муж?»).
6. Она покинула мужа и гостей в отпуске на месяц раньше
запланированного срока (24 июля 1824 г.) и одна вернулась в Одессу, где
встречалась с Пушкиным несколько раз и подарила на прощанье перстень
и медальон. Спустя девять месяцев, 3 марта, она родила дочь со смуглой
кожей, не похожую на других детей. Об этой дочери никогда
не писал граф Воронцов своим родственникам, хотя о других всегда
сообщал. Известный пушкинист И. А. Новиков пишет в своём романе «Пушкин в Михайловском» : «Сношений с Одессою не было, но зато только что он получил короткую ожидаемую весточку из Белой Церкви, что 3 марта родилась у Елизаветы Ксаверьевны дочь, названная при крещении Софьей, и что всё обошлось благополучно. Пушкин этого известия ждал, и всё же оно поразило его своею внезапностью. Итак, всё завершилось. <…> Он сидел у стола неподвижно, зажатые пальцы его были холодны, в груди горячо, а в голове возникали и погасали слова, доселе никогда не произносившиеся: «София Пушкина…» Он хотел улыбнуться, но при первом этом лёгком движении непроизвольная судорога пробежала по лицу его, и широко втянул в себя воздух: дочь его будет именоваться, и возрастать графиней Софиею Воронцовой!»
7. Граф Воронцов требует исключить Пушкина из списка чиновников иностранных дел и отправить в Псковскую губернию (притом пишет письмо, не дожидаясь приезда в Одессу, зная, что Пушкин там).
8. Она до последних дней, даже когда не могла читать сама, слушала произведения Пушкина и наслаждалась ими каждый день.
Еще одной претенденткой на роль прототипа Татьяны Лариной стала Наталья Дмитриевна Фонвизина - вдова генерала-декабриста, проведшая многие годы в сибирской ссылке вместе с мужем. Н. П. Чулков писал: «Таней Фонвизина себя называет потому, что, по ее мнению, Пушкин с нее написал свою Татьяну Ларину. Действительно, в ее жизни было много сходства с героиней Пушкина : в юности у нее был роман с молодым человеком, кото-
ры й от нее отказался (правда, по другим причинам, нежели Онегин, затем она вышла замуж за пожилого генерала, страстно в нее влюбленного, и вскоре встретилась с прежним предметом своей любви, который в нее влюбился, но был ею отвергнут».
. Однако среди современников находились и те, кто был убеждён – это жена московского градоначальника генерала от инфантерии Алексея Щербатова Софья. Пушкинисты тоже выдвигали разные кандидатуры: Елизавету Воронцову, супругу одесского генерал-губернатора, Анну Полторацкую, вышедшую замуж за генерала Керна, сестёр Раевских – Екатерину, жену генерала Михаила Орлова, и Марию, последовавшую в Сибирь за своим мужем – лишённым генеральского звания и княжеского титула Сергеем Волконским.
Отчаявшись обнаружить неопровержимые доказательства какой-либо из версий, пушкинисты выбрали компромисс – Татьяна "собрана" из черт разных женщин. Отчасти это верно. Однако сам Александр Сергеевич признавал существование реального прототипа, но сделал всё для того, чтобы его невозможно было установить. Не потому ли, что сквозь судьбу Евгения могли проглянуть некоторые эпизоды его собственной биографии? В числе тех, кто попытался приоткрыть завесу над столь тщательно оберегаемой тайной, был писатель и историк Михаил Филин, полжизни посвятивший изучению пушкинской эпохи. Из всех перечисленных выше генеральш, по его мнению, больше всего на роль Татьяны подходила Машенька Раевская.
Аргументы для своей версии он искал скрупулёзно и методично. И статус мужа не был единственной зацепкой. Кстати, Пушкин был знаком с князем Сергеем Волконским, хоть и не так близко, как Онегин с князем N. Машенька – ровесница Татьяны, а Пушкин в примечании к полному изданию романа пишет, что там "время расчислено по календарю". Она – брюнетка с чёрными как ночь очами, а Татьяна описана поэтом как полная противоположность златокудрой голубоглазой Ольге. Но главным доказательством должно быть чувство: сначала Марии к Александру, потом – наоборот. Поиски ответа на вопрос было оно или не было придали работе Михаила Филина сходство с настоящим детективным расследованием.
В письме к князю Б. Н. Голицыну Пушкин называет "колыбелью" своего "Онегина" Крым. Путешествие по этим благословенным краям в 1820 году поэт совершил в обществе семейства генерала Николая Николаевича Раевского, с сыном которого – Николаем-младшим – был очень дружен. Маше шёл в ту пору пятнадцатый год. Возраст Джульетты, когда для любви или хотя бы влюблённости и оснований особых не нужно. А тут стихотворец – пылкий, талантливый, да к тому ж ещё и хворый (искупавшись в майском Днепре, он слёг в лихорадке). Плюс море, солнце и цветущая южная природа в качестве самых что ни на есть мотивирующих "декораций". Так что в предположении, что в сердце совсем юной, неопытной девушки могло зародиться нежное чувство к будущему автору "Онегина", ничего невероятного нет.
Машенька – ровесница Татьяны, а Пушкин в примечании к полному изданию романа пишет, что там "время расчислено по календарю". Она – брюнетка с чёрными как ночь очами, а Татьяна описана поэтом как полная противоположность златокудрой голубоглазой Ольге. Но главным доказательством должно быть чувство: сначала Марии к Александру, потом – наоборот. Поиски ответа на вопрос было оно или не было придали работе Михаила Филина сходство с настоящим детективным расследованием.
По окончании путешествия Раевские и Пушкин расстались, но общения не прервали. И масла в этот, пока ещё на слишком яркий костёр в душе Марии, подливали стихи поэта, в особенности поэма "Бахчисарайский фонтан" : одна из героинь носит её имя, а чертами её характера наделены обе – Мария, и Зарема. Примем во внимание и то, что юная дева отказалась выйти замуж за графа Густава Олизара. Даром Пушкина этот писавший стихи шляхтич, конечно, не обладал, но имел состояние и достаточно высокое положение в обществе. Формальной причиной для отказа послужило сочувствие графа польским патриотам, мечтавшим вернуть своей родине независимость от российской короны. Но была ли она подлинной? Или, хотя бы, единственной?
Через три года, в начале августа 1823 года Александр Сергеевич обосновался в Одессе. Пару месяцев спустя там появилась и Мария с родными. И в черновых тетрадях, где поэт работал над первыми главами романа, появляются записи, которые в расследовании, подобном этому, вполне потянут на полновесные "улики".
Например, запись на французском на полях черновика второй главы:
"3 nov. 1823
u b. d. M.R.",
которую многие пушкиноведы расшифровывают как
"3 ноября 1823
письмо от Марии Раевской"
Благо рядом – два профиля Машеньки в характерной позе – облокотясь, как она впоследствии была изображена на двух своих самых известных портретах. Вспомним пушкинское: "Облокотясь, Татьяна пишет". Кроме того, Маша, как и Татьяна "…выражалася с трудом на языке своем родном", а писала только по-французски. Что же это было за письмо? Подлинник поэт уничтожил. Но в черновиках третьей главы, почти целиком посвященной переживаниям "бедной Тани", есть странный "конспект" - своего рода сжатый перевод любовного послания, написанного, судя по всему, не по-русски.
То, что Маша вышла замуж без любви, для её родных не было тайной. Но что ещё ужасней, они знали, что новоиспечённый зять обманул их. Раевский-старший, догадываясь об участии жениха в одном из тайных обществ, поставил условие – тот порывает с заговорщиками немедленно. Князь дал слово. И не сдержал его. Катастрофа, разыгравшаяся на Сенатской площади, пустила под откос много судеб. В том числе и молодой княгини Волконской. Она первая решилась ехать за осуждённым в каторжные работы мужем. В самом конце декабря 1826 года княгиня ненадолго приехала в Москву – проститься с близкими и друзьями. Остановилась она у своей родственницы княгини Зинаиды, в её особняке на Тверской.
Зинаида Волконская устроила в честь Марии прощальный вечер, на котором был и Пушкин. В романе Онегин, надеясь повидаться с Татьяной, подъезжает "к её крыльцу, стеклянным сеням". А в описываемое нами время у особняка Волконских как раз и был подъезд с большими окнами, достаточно редкий для московской архитектуры. Выходит, что именно здесь и прозвучало роковое для поэта "я вас люблю, к чему лукавить", "но я другому отдана и буду век ему верна".
Таким образом, наша гипотеза, что Татьяна Ларина- образ собирательный, имеющей несколько прототипов, подтвердилась, т. к. существующие исторические персонажи лишь частично напоминают судьбу Татьяны Лариной.
Библиография.
1. Белинский В. Г. Избранные статьи. -М. :Дет. лит. ,1986.
2. Большакова А. Ю. Образ читателя как литературоведческая категория. -РАН, сер. лит. и яз., 2003, т. 62, №2.
3. Кедров К. Евгений Онегин в системе образов мировой литератур. -М. :В мире Пушкина,1974.
4. Кошелев В. А. Онегина воздушная громада. -Литература в школе. -2008,№3.
5. Краснухин Г. Звалась Татьяна. -Литература. Приложение к газете «Первое сентября».-1993,№23-24.
6. Кулешова С. Ф. Когда кончаются уроки. -Минск. :Народная асвета,1988.
7. .Керн (Маркова-Виноградская) А. П. Воспоминания о Пушкине/Сост., вступ. ст. и примеч. Гордина А. М--- М. : Сов. Россия, 1987.- 416 с.
8. Лебедев Ю. В. Духовные основы поэтики русской классической литературы. -Лит. в школе. -2002, №1,
9. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. -СПб. :Комментарий,1995.
10. Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин».-СПб. :Комментарий,1995.
11. Макогоненко Г. П. Роман Пушкина «Евгений Онегин».- М. :Просвещение,1968.
12. Маранцман В. Г. Роман Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. -М. :Просвещение,1994.
13. Монахова О. П. Русская литература 19 века,ч. 1.-М. :Просвещение,1995.
14. Непомнящий В. С. «Евгений Онегин» как «проблемный»роман. -Литература в школе. :№1,№5,2000.