Симакова Татьяна
Советы родителям «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со 11 в. до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Так, и для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.
Публикация «Советы родителям „Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев“» размещена в разделах
Ежедневно ребенок совершает самые разные движения, поэтому развитие мелкой моторики у детей влияет на качество их жизни. Ловкие, гибкие и умелые пальчики напрямую связаны с речью, памятью, вниманием, воображением, усидчивостью, математическим мышлением и успеваемостью в школе. Существует множество способов развития мелкой моторики.
Мелкая моторика это способность выполнять точно и уверенно мелкие движения. Для моторных навыков детей часто используют более простой термин ловкость рук.
Что способствует развитию мелкой моторики рук:
"Месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти, рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
Самые эффективные упражнения, которые делают детские пальчики умелыми и ловкими.
Маленькие дети очень любят складывать и выкладывать предметы. Чтобы развить щипковый, или пинцетный захват, научите малыша чистить вареное яйцо. Кроха может не сразу понять, что от него хотят, но если предложить ему складывать скорлупки в небольшое блюдце, он заинтересуется и начнет с энтузиазмом выполнять нужные действия.
Купите открывающуюся копилку. Пусть ребенок вкладывает в щель монеты или пуговицы. Такую игру нужно проводить только в присутствие взрослого, чтобы любознательный непоседа не проглотил мелкие предметы.
Обучающая игрушка, сделанная по методике знаменитого педагога Марии Монтессори, имеет привлекательный вид и открывает массу возможностей для маленьких ручек. Развивающие игровые центры могут иметь вид коврика, доски, книжки или куба с липучками, шнурками, переключателями, молниями, шнуровкой и тканями разной фактуры.
Доставать из крупы мелкие предметы
Насыпьте в контейнер пшено или рис и положите туда игральные кубики, болтики, монеты и другие небольшие предметы. Ребенку будет интересно «находить» и вынимать их пальцами.
Помощь на кухне
Мелкую моторику развивают не только игры, но и полезная работа по дому. Попросите ребенка протереть кухонный стол тряпкой, очистить бананы и мандарины от кожуры, взбить вилкой или венчиком яйца для омлета, посолить салат, разложить яйца в лоток, вымыть чашку, тарелку, ложку и вытереть посуду полотенцем.
Аппликации
В этом возрасте ребенка интересует процесс, а не результат. Детей радует наклеивание коллажей из цветной бумаги, вырезок из журналов, круп, макарон и ваты. Хорошо развивают мелкую моторику насыпные аппликации. Для их изготовления участок будущего шедевра намазывают клеем ПВА, и ребенок насыпает в пределах контура кусочки травы, ткани, бумаги, пенопласт или крупу. Можно делать забавные обрывные аппликации. Взрослый нарезает бумагу длинными полосами, а ребенок рвет ее на одинаковые кусочки. Потом они вместе приклеивают обрывки на лист, создавая неповторимый образ.
Скручивание лент
Предложите скрутить пальцами длинную атласную ленту. Чтобы это было легче сделать, на один конец нужно закрепить палочку от мороженого.
Пересыпание и переливание
Пересыпание крупы из банки в банку развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок научится это делать аккуратно, можно переходить к переливанию воды из стакана в стакан.
Крышечки
Дети любят манипуляции, поэтому с радостью откручивают и закручивают крышки от банок разных размеров, бутылок и пузырьков.
Игры с прищепками
Бельевые прищепки отлично подходят для тренировки пальцев, ладоней, повышения тактильной чувствительности, конструирования и сюжетных игр. Предложите ребенку построить из прищепок и кусков цветного картона солнышко с лучами, хвост у лисы, ушки у зайчика, листья у дерева, перья на хвосте павлина, лепестки цветов, щупальца у осьминога. Прицепляя прищепки на подушечки пальцев, их можно использовать для полезного массажа и самомассажа.
В развитии ребенка необходимо использовать буквально каждую свободную минуту, особенно если речь идет о моторике.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт лего выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять теже движения другой рукой.
Советы родителям
Чтобы упражнения и игры давали свой результат, родителям важно знать о нескольких правилах:
• Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.
• Принимайте активное участие. Занятия дома крайне важны, ведь для ребенка вы – это самый близкий человек. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.
• Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.
• Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.
• Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т. д. Для этих целей очень полезны сортеры. И старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у ребенка. В противном случае он быстро потеряет к ним интерес, ведь детям раннего возраста интересно все то, что им не хватает в повседневной жизни.
• Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.
• Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.
Начинать заниматься можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу. При условии периодичности проведения упражнений и игр, вы уже в скором времени заметите, как движения ребенка становятся более четкими и
акцентированными