Анастасия Велькер
Использование элементов степ-аэробики на занятиях по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка.
Проблема оздоровления детей дошкольного возраста всегда занимала и занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и правильного физического развития.
Темочки:
- Степ - аэробика для детей
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
В нашем дошкольном образовательном учреждении проводится системная работа по физическому развитию и воспитанию детей. Проанализировавдинамику здоровья дошкольников, с уверенностью можно сказать, что уровень хронических заболеваний увеличивается с каждым годом. Восновном это заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистой системы, нарушение осанки и плоскостопие. Ежегодные результаты диагностического обследования в ДОУ на начало учебного года также показывают недостаточный уровень общей физической готовности : у воспитанников отмечаются слабые скоростные способности, координационные нарушения, уровень развитияосновных видов движений не соответствует возрастной норме и др. Все это заставляет быть в постоянном поиске новых современных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Интересной находкой для меня и моих воспитанников стала степ-аэробика, которая постепенно становится популярной в дошкольной физической культуре. Использование степ – платформ – одно из новых направлений оздоровительной работы, которое я не первый год успешно применяю в своей работе. В отличие от других форм физической культуры степ – аэробика позволяет решать очень широкий круг задач:
1. Развивать силу, ловкость, выносливость, гибкость.
2. Повышать тренированность мышц ног и тела.
3. Развивать чувство ритма, музыкальный слух, умение согласовывать движения с музыкой;
4. Формировать навыки выразительности, пластичности и грациозности движений.
В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений, различные по темпу и интенсивности; идет работа всех мышц и суставов, в основе которой ритмические подъемы и спуски. Ее выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребенка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления. Степ-аэробика представляет собой разновидность занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности с использованием степ- платформы. Степ - платформа высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений, является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Снаряд очень полезен в работе с детьми. Первый плюс - это огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года. Второй плюс - у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры. Третий плюс - это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений. Четвертый плюс - воспитание физических качеств : ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ - аэробики - ее оздоровительный эффект. Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.
В своей практике я выделяю три этапа обучения:
1. Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
2. Этап разучивания основных движений;
3. Этап совершенствования.
На этапе ознакомления я вырабатываю умение правильно вставать на степ. Для этого мы проговариваем и закрепляем с детьми основные правила степ-аэробики :
1. Подъем на степ происходит с правой ноги – стопа должна полностью встать на степ, ребенок должен почувствовать ногой опору.
2. Таким же образом поднимаем левую ногу.
3. Сходим со степа тоже поочередно : сначала опускаем одну ногу, затем вторую.
4. Ходьба на степе должна быть ровной, чтобы ноги не уходили в сторону (можно сопровождать ходьбу с движением рук).
На этапе разучивания знакомлю детей с комплексом степ-аэробики, который состоит из базовых шагов:
1. Обычная ходьба на месте.
2. Ходьба на степе.
3. Приставные шаги вперед - назад с подъёмом на степ.
4. Приставные шаги влево-вправо с подъемом на степ.
5. Шаги с движением рук вперед-назад, в стороны, круги и махи руками.
Для того, чтобы двигательные умения ребенка в дальнейшем совершенствовались вплоть до перехода в навык, использую процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом.
На этапе совершенствования добиваюсь выразительности движений и сформированныеумения и навыки довожу до автоматизма.
Для того, чтоб не нарушать ритмическую согласованность выполняемых двигательных действий, на занятиях степ – аэробикой применяю визуальные команды - показ упражнений с правильной техникой выполнения. Помогает также и мимика – кивок головой, улыбка, что в свою очередь подбадривает ребят и способствует правильному выполнению упражнений.
Степ-аэробикой я занимаюсь с детьми в различных вариантах:
1) в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера;
2) как часть занятия в виде ОРУ;
3) в форме утренней гимнастики,
4) в показательных выступлениях детей на праздниках;
5) как степ-развлечение;
6) в форме активной двигательной деятельности.
Степ-платформа, используется разнообразно :
1) в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;
2) для подвижных игр;
3) для проведения эстафет;
4) для выполнения ритмических композиций;
5) для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих воспитанников, поэтому вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с педагогами и с семьей. От того, как правильно организован режим дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, совместные досуги, развлечения и т. д. Совместно с педагогами проводим утреннюю гимнастику с элементами степ – аэробики, разрабатываем подвижные игры с использованием степ - платформ, проводим дополнительные занятия «Ритмика для дошколят».
Считаю, что в ходе проделанной мной работы по включению степ – аэробики в физкультурно – оздоровительную работу, были достигнуты положительные результаты. В процессе двигательной деятельности на степах дети познали себя, изучили перемещения в пространственной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для занятий степ - аэробикой.
Проанализировав свою работу по данной теме, наметила перспективу на будущее:
1. Продолжать использовать элементыстеп - аэробики на занятиях по физической культуре в целях общего оздоровления дошкольников.
2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу и внедрять в свою педагогическую практику.
3. Усилить интерес к занятиям степ – аэробикой, стимулируя детейна придумываниесвоихигровых комплексов.
Таким образом, использование элементов степ-аэробики на занятиях по физической культуре позволило повысить эффективность процесса физического развития и оказало положительное влияние на состояние здоровья наших воспитанников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бересневой З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М., 2005 г.
2. Волосникова Т. В., Филиппова С. О., Москоленко В. И., Лебедева Н. В. Физическая культура в семье, ДОУ. – М., 2005 г.
3. Глазырино Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005 г.
4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973 г.
5. Оздоровительная аэробика. Физическая культура. – 2004 г.
6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2002 г.
7. Степ – аэробика и ее составляющие. Физическая культура. – 2006 г.
8. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М., 2005 г.
9. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Фитнес –Данс. – М., 2007г.
–. Обруч. – 2005. - №6 – с. 38
10. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2009 г.