Юлия Буланникова
Лэпбук как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование в работе дидактического пособия Лэпбук как одного из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Буланникова Ю. В., воспитатель МБДОУ детский сад № 11, г. Ливны
Публикация «Лэпбук как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотическое воспитание — одно из важнейших направлений работы педагога ДОУ. Базовым этапом формирования у дошкольников любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своём городе, приобщение к его истории, культуре. Основы патриотизма не могут развиваться путём естественного взросления человека. Их формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Формирование патриотических чувств у дошкольников нашего ДОУ базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.
В своей работе с детьми я стремлюсь:
1)Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
2)Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
3)Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
4)Воспитывать уважение к труду разных профессий.
5)Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
6)Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
7)Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
8)Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
9)Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
10)Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
11)Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Патриотическое воспитание хорошо сочетается со всеми основными направлениями государственного стандарта:
- речевое развитие (беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, пополнение словарного запаса);
- художественно-эстетическое развитие (знакомство с картинами художников, стихами и песнями).
- развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашего края. Наш детский сад регулярно посещают воспитанники музыкальной школы с различными концертными программами, основанными прежде всего на народном творчестве. Особенно радует тот факт, что основа детского коллектива музыкальной школы – это бывшие и настоящие воспитанники нашего сада.
- развитие изо-деятельности (знакомство с народно- прикладным творчеством своего края –рисуют, лепят, создают аппликации);
- развитие познавательного развития;
- развитие элементарных естественно - научных представлений
- развитие экологической культуры (бережно относиться к флоре и фауне, не губить, а приумножать природные богатства);
- развитие социально-коммуникативного развития;
- развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа);
- трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете, знакомство с народными промыслами);
- физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр);
В этом году наша страна отмечала замечательную дату - 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Я составила план мероприятий, посвященный ДНЮ ПОБЕДЫ.
В него вошли:
• Выставка художественной литературы о ВОВ
• Чтение художественной литературы, стихотворений о ВОВ
• Оформление тематических папок для детей
• Дидактические игры
• Беседы о войне, о подвигах наших воинов, партизан, людей, которые трудились в тылу в городском Краеведческом музее, детской библиотеке
• Сюжетно-ролевые игры: «На границе», «Разведчики»,
• Прослушивание музыкальных произведений и песен военных лет
• Организация выставки рисунков и поделок «Военная слава России»
• Участие в городских, областных, федеральных конкурсах, фестивалях детского творчества (рисунков, поделок, чтения стихов.).
Увлечённая же своей работой я всегда стараюсь искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы их возрасту. Вот так и возник Лэпбук «Никто не забыт – ничто не забыто», который объединил в себе многие направления работы по формированию представлений у детей о Великой Отечественной войне, воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, патриотических чувств, гордости и любви к России, малой Родине. Лэпбук «Никто не забыт – ничто не забыто» - это продукт исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о ВОВ.
Почему я выбрала форму - лэпбук?
Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективную книжку.
5. И создание лэпбука - это просто интересно!
Актуальность проекта: тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. В лэпбуке собраны материалы о ВОВ для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит следующие развивающие задания:
• «Стихи о войне для детей» - задание на развитие речи.
• Карман «Дети-герои».
• Загадки.
• Лото «Военные профессии».
• Раскраски
• «Военные плакаты»
• Конверт Разрезные картинки: «Военная техника»
• Кармашек «Рода войск»;
• Кармашек «Военная форма Красной Армии»;
• Кармашек «Погоны»;
• Распашной карман «Эмблемы родов войск»»
«Лэпбук» - одна из интересных форм организации материала. Потому, что рассматривая и выполняя различные задания, дети получают много интересной и познавательной информации, это отличный способ для повторения пройденного материала. Он хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами, также для многократного применения. Можно подобрать задания под силу каждому ребенку (одним подобрать стихи или приготовить карточки, а другим – сделать книжку).
«Лэпбук, направлен на закрепление и систематизацию материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей, воспитывает патриотические чувства у детей к своей стране, своим предкам, геройски защищавшим свою Родину от фашистских захватчиков. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Список литературы:
1. Гуськов, Ю. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю. В. Гуськов. - М. : МПСИ, 2010. - 311 c.7.
2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М. : Сфера, 2010.-160с.
3. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез,2010.-112с.
4. Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 227 c.