Светлана Лопатина
Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.
Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении, т. е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения учащихся. Важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому дети должны быть активными участниками процесса.
Публикация «Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа» размещена в разделах
В ФГОС дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.
У детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу.
Цели процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей:
1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)
3. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.
Задачи:
1. Создавать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой
личности.
2. Создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника.
3. Развивать коммуникативные способности воспитанников.
4. Формировать активную жизненную позицию воспитанников.
5. Развивать воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания.
6. Развивать духовно- нравственные ценности и утверждение их в сознании и поведении детей и подростков.
7. Создавать условия для нравственного самовыражения личности.
8. Поддерживать личность.
9. Выстраивать отношения на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.
Этапы работы:
На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.
Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников.
Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие.
На четвертом этапе - закрепление приобретенных умений и навыков. Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию.
Пятый этап процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает как своеобразная проверка устойчивости нравственных потребностей. Нравственное отношение выступает в качестве мотива поведения.
В целях формирования ценностных ориентаций детей дошкольного возраста могут быть использованы следующие формы и методы работы:
- анкетирование;
- викторины;
- диспуты;
- тематические беседы;
- проблемные ситуации;
- игровые упражнения;
- игры;
- тематические мероприятия;
- проектная деятельность;
- театрализованная деятельность;
- изучение традиций, обычаев, культуры народов, населяющих регион;
- изучение традиций и обычаев семьи, школы.